С выхода прошлой публикации прошло немало времени. Не сказал бы, что потратил его с большой пользой. Сначала у меня случилось какое-то постзвягинцевое расстройство: я просто приходил домой и смотрел мизантропическое кино типа «Головы-ластика» и «Заводного апельсина», а потом как-то спонтанно купил самое полное издание Battlefield 1.

Год назад в паблике блога я коротко описал свои впечатления от открытой беты. В целом игра мне тогда не очень понравилась: по геймплею и атмосфере Battlefield 1 больше напоминал Star Wars Battlefront, нежели уникальный проект на столь редкую тематику Первой мировой войны.

Но после двух недель игры в полную версию я осознал, что ошибался. Разумеется, Battlefield 1 это аркада, поэтому реализм и историческая достоверность здесь отодвинуты на задний план. Но что касается зрелищности и интересности, то «батла» нисколько не уступает Бэттлфронту, а может, даже и превосходит его.

Я не хочу тратить время на написание большого обзора, так как игра известная и уже не новая, отмечу только то, что меня по-настоящему впечатлило.

Графика и проработка локаций. Все карты очень большие и разноплановые. Особенно меня поразили «Высоты Вердена» из «французского» дополнения: тут и деревушка возле леса, и развалины церкви с подвалом, и небольшой форт с подземными коммуникациями, и бесконечные траншеи с колючей проволокой, и гаубичная батарея с горами гильз вокруг. Каждый сантиметр этой карты, да и почти всех остальных проработан с огромной скрупулёзностью. Порой хочется загрузиться в бой одному и пройти виртуальную экскурсию в спокойной обстановке.

Оружие. Сначала мне не понравилось, что в игре преобладает автоматическое оружие и самозарядные винтовки. Свести всё к банальным перестрелкам на пистолетах-пулемётах это как-то глупо. Мало таких игр что ли? Но потом я обратил внимание, что каждый ствол по-своему уникален и требует определённого подхода. Плюс почти у каждого из них есть несколько модификаций на выбор, которые усиливают определённые характеристики за счёт ослабления других. Пускай всё это не совсем исторично и экипировка солдат выглядит так, как будто они разграбили музей редких экспонатов, а не вооружены по штату, но попробовать различные виды оружия, как минимум, любопытно, благо в игре представлено много экспериментальных и опытных образцов, а также всяких кустарных изобретений типа арбалета-гранатомёта.

Анимация. Пусть танки передвигаются и качаются из бока в бок как надувные замки, в которых скачут дети, зато анимация пехоты выполнена на высоте. Конечно, можно застрять в оконном проёме или запутаться в колючей проволоке, но в целом движения солдат впечатляют. Особенно здорово выглядит анимация ближнего боя: например, убийство лопатой принципиально отличается от убийства дубинкой или ножом. Вообще анимация смерти сделана очень кинематографично: по моим наблюдениям, она определяется не только тем, на какую часть тела пришлось смертельное ранение, но и траекторией движения игрока в данный момент. Ну, и взаимодействие с техникой на высоте. Одна только смена места бортстрелком бомбардировщика чего стоит. Но не обходится и без косяков: частенько чьё-нибудь безжизненное тело, откинутое взрывом, застревает в стене. Хорошо, что оно быстро исчезает, да и воспринимается на самом деле скорее как курьёз, а не баг.

Внимание к мелочам. Вообще в Battlefield 1 много прикольных вещей. Во время дождя на оружии можно увидеть красивые капли воды, а если нырнуть лицом в грязь, то оно сильно пачкается. Классно реализованы эффекты огнемёта. Но больше всего мне нравится, звуковое сопровождение во время операции. В начале матча обороняющиеся слышат тревожные звуки набата, сигнализирующие о вражеском наступлении, а атакующих подгоняет офицерский свисток. Всё это сопровождается беспорядочными звуками суеты и обрывочных криков. То же самое происходит при захвате/потере сектора. Такие моменты очень будоражат.

Антивоенный посыл. Но больше всего меня удивил мощный антивоенный посыл, который заложен, прежде всего, в кампании. По трейлерам всё выглядело очень шаблонно: «Бла-бла мы страдали», «бла-бла война это плохо». В той или иной степени этот месседж встречается во многих фильмах и играх. Разумеется, сама мысль правильная, но очень немногие авторы могут его правильно подать. И тут EA DICE смогли.

Кампания в Battlefield 1 выполнена в формате антологии. По сути это обрывочные, но яркие эпизоды, которые цепляют своей недосказанностью. Герои словно выходят из тумана истории, спешно проходят мимо нас и вновь скрываются из вида. Эти истории нельзя назвать документальными: слишком уж они «голливудские». Но сценаристы и режиссёры отлично справились, потому что, несмотря на всю фееричность приключений, постоянно чувствуешь горький привкус какой-то необъяснимой тоски. Это чувство достигает апогея в финальном ролике, где, казалось бы, тоже нет ничего нового… Но вот он заканчивается, и ты сидишь с минуту, не решаясь выключить титры, как после хорошего фильма.

В общем хорошая работа, жду новых дополнений и Star Wars Battlefront 2.