На днях закрылся англоязычный игровой сайт GameTrailers. Я им никогда не пользовался и не обратил бы внимания на эту новость, если бы не их финальный жест: редакция подкорректировала свой обзор игры Bloodborne, повысив ей оценку до 10 баллов. Суть в том, что это первая и последняя «десятка» за всю историю проекта GameTrailers. Этот необычный, но элегантный шаг — хороший повод поговорить о самом выдающемся, на мой взгляд, эксклюзиве для Playstation 4.

Я не играл в серию Dark Souls, из которой выросла Bloodborne, но был очень хорошо наслышан о её сложности. По этой причине я долго колебался перед покупкой «Порождения крови» — ведь все свои нервы я закопал ещё в детстве вместе с Гексом и Крэшем на первой Playstation.

Время шло… Bloodborne обзавёлся дополнением The Old Hunters и GOTY изданием — и вот меня вновь начали соблазнять завораживающие скриншоты, полные мрачных тайн, изощрённого абсурда и отчаянного насилия. В конечном итоге, я поддался искушению и приобрёл игру.

Прежде всего, я, конечно, рассчитывал получить необычный геймплей, ведь большинство современных ААА-игр превратились в интерактивное кино из синематики и QTE-сцен. Суперхардкор мне не интересен, но какой-то встряски и челленджа определённо хотелось.

Второе, что привлекло меня в Bloodborne — это невероятно красивый дизайн. Альтернативная Викторианская эпоха выглядела свежо на фоне затасканного фэнтези, пусть даже и тёмного. Острые пики соборных башен, возвышающиеся поверх грязных трущоб, таинственные персонажи, разменявшие доспехи на приталенные плащи и раритетный огнестрел — всё это припудрено мистикой кровавых ритуалов и общей недосказанности. Я подсознательно влюбился во всё это ещё в детстве, когда через отцовское плечо наблюдал за его игрой в Nightmare Creatures. Я уверен на 100%, что именно этой игрой вдохновлялись японцы, когда создавали Bloodborne, а может даже и Souls-серию. Играть в Nightmare Creatures самому мне тогда было страшновато, зато прохождение из русскоязычного журнала «Playstation» за 1998 год я перечитывал, наверное, раз 100. Даже странно сейчас осознавать, что  наше поколение было единственным, кто застал печатные прохождения игр. До нас и видеоигр-то не было, а те, кто родился позже, растёт уже в мире блоггеров, летсплеев, ютубов и твичей. Текстовые прохождения ещё можно найти в интернете, но они, как правило, чисто технические: «проходим по коридору, убиваем двух зомби, берём ключ». Журнальные же прохождения, или как их тогда ещё называли «солюшены», напротив, отличались художественностью и уместным юмором. Их было очень интересно читать, даже если ты саму игру в глаза не видел.

Nightmare creatures 01   Nightmare creatures 02

Сейчас, конечно, балом правят совсем другие игры, но Bloodborne — это словно выходец из той эпохи. Увеличилось количество пикселей на экране и сам экран вырос в несколько раз по сравнению с пузатым «самсунгом» из девяностых, но в руках у тебя практически тот же контроллер и потеют они так же, как и 20 лет назад. И попотеть в Bloodborne есть от чего.

Когда смотришь экшн-трейлеры к игре, то создаётся обманчивое впечатление, что Bloodborne — это какой-то азиатский слэшер, где персонажи скачут как полоумные, выбивая друг из друга дух огромными мечами. Кажется, в этой игре сложно разобрать что происходит, не говоря уже про то, чтобы вовремя нажать нужные кнопки. Это не так. На самом деле подавляющая часть игрового времени проходит в очень неспешном темпе. Тот, кто спешит, надолго по эту сторону сна не задерживается. Позволить себе некоторые вольности можно лишь тогда, когда пробегаешь локацию далеко не впервые. Во время схваток темп возрастает, но всё равно каждое движение читается и каждый удар имеет большое значение. Долго кого-то дубасить тут никак не получится: у противников просто нет такого запаса здоровья. С другой стороны, и они могут расправиться с главным героем парой ударов. Но надо сказать, ты к этому всегда готов: врагов здесь меньше, чем в обычных играх и даже самые простые из них выглядят угрожающе. Наибольшую опасность таят те, которых ты видишь впервые: идёшь ты себе и видишь, что путь впереди преграждает какое-то чудо-юдо — что оно захочет с тобой сделать, напрыгнет или начнёт чем-то кидаться ты не знаешь, а значит, и тактику подобрать не можешь. Приходится идти наобум. Кроме того, враги любят устраивать засады и при вашей неосторожности могут навалиться толпой. Но самое страшное не в том, что вас убивают, а в том, что вы теряете прогресс: все собранные вами отголоски крови — местная валюта, на которую покупается всё от оружия и снаряжения до новых уровней прокачки — поглощаются монстром, который вас убил (или в редких случаях лежат на земле неподалёку). Единственный способ вернуть их — отомстить обидчику, что далеко не всегда выходит, ведь у вас всего одна попытка, чтобы заново пробить себе путь через полчища воскресших врагов. Погибли снова? Скажите «прощай» своим отголоскам.

Скопидомов типа меня, которые привыкли к собранным золотым горам к концу игры, это сначала приводит в шок, но уже после пары забегов с летальным концом ты приноравливаешься тратить всё до копейки, прежде чем отправиться на прохождение неизвестного уровня.

bloodborne_02

Архитектура игровых локаций также выполнена в духе старой школы: поначалу у вас есть только один путь — вперёд, но вы постоянно будете натыкаться на развилки и альтернативные проходы, часть из которых ведёт в тупик, а часть открывает, короткие переходы к известным участкам уровня. В результате, когда вы откроете все запертые ворота, активируете все лифты и найдёте все потайные ходы, то изначально линейная локация превращается в обширную игровую зону с высокой вариативностью перемещений. В таком случае бежать до места последней гибели становится не так уж далеко и сложно. Вот только один нюанс: карты в игре нет и те, кто с детства не бегал по коридорам Вульфенштайна или хотя бы первой Medal of Honor, могут не раз оказаться в затруднительном положении или даже пропустить целые куски игры с дополнительными уровнями и необязательными боссами.

И всё же игра далеко не такая сложная, как о ней принято говорить. В значительной степени благодаря отсутствию автолевеллинга монстров. То есть враги в Bloodborne не становятся сильнее по мере прокачки главного героя. Поэтому если вы не можете пройти какой-то участок, то вполне возможно, что вам пока что сюда просто рано идти. Можно исследовать другие области или, на худой конец, поднять несколько уровней в предыдущей локации. Я проходил игру очень тщательно и старался лишний раз не рисковать собранными отголосками крови, поэтому по субъективным ощущениям всегда был чуть сильнее, чем другие игроки на той же стадии прохождения игры. Конечно, это не даёт решающего преимущества и каждый противник всегда несёт угрозу, особенно, когда ты начинаешь его недооценивать или спешить.

Нужно зарубить себе на носу: главный враг и главный друг в Bloodborne — это ты сам. Если действовать аккуратно, знать возможности своего и чужого оружия, не жадничать и никуда не спешить, то сложность игры стремительно опускается до уровня средней и даже лёгкой.

Наконец, главный фактор, значительно упрощающий игру — это возможность кооператива, как с живыми, так и компьютерными помощниками. Позвать на помощь других охотников можно только в той локации, где ещё не повержен босс. Завалить монстра вдвоём гораздо проще, а уж втроём — это просто избиение. Поэтому истинные охотники, жаждущие хардкора и наиболее ярких впечатлений от схваток с боссами и побед над ними, всегда играют в одиночку.

Сражения с боссами — это вообще одна из самых сильных сторон Bloodborne, как визуально, так и по геймплею. Такое чувство, что каждый кадр, каждое движение — это результат работы опытного художника-постановщика. Вот ты пробиваешься через улицы, объятого огнём и безумием, Ярнама, вся твоя одежда пропиталась кровью врагов, принявших искупление от твоей секиры… Удар — и последний враг скатывается по широкой лестнице, ведущей к массивным воротам в огромный готический собор. Тяжеленные створы медленно подаются, открывая путь в главный зал. Фигура охотника невероятно мала на фоне высоких колон и сводов, но звук одиноких шагов выдаёт твоё присутствие. Ты замедляешь шаг, дабы придать большее величие этому моменту, прочувствовать дыхание первородного зла, что вот-вот выльет на тебя всю свою ярость…

Bloodborne_01

Изощрённо-уродливый внешний вид чудовища, которое выползает тебе на встречу, приводит тебя в ступор на пару секунд. И только когда оно начинает замахиваться, ты резко отпрыгиваешь в сторону и начинаешь долгий смертельно опасный танец со своей жертвой. И хотя эта огромная гадина, которая «выглядит так, как будто всех животных в зоопарке вывернули наизнанку, а потом сшили в одно», может прихлопнуть тебя одним ударом, именно ты охотник. Ты пришёл сюда, чтобы уничтожить зверя. От каждого твоего удара его тело болезненно сокращается, во все стороны летят кровавые брызги, а из пасти вырываются вопли. Будучи не в силах совладать с тобой тварь впадает в безумие — её движения становятся беспорядочны, но ещё более опасны. За телом тянется кровавый след… Наконец, добыча повержена и тебя переполняют эмоции. Радость победы сочетается с необъяснимой грустью, так словно боль неупокоенной души перенеслась к тебе. Особенно остро это ощущается, когда начинаешь погружаться в историю мира Bloodborne, изучать его лор.

А изучение сюжета здесь — это игра в игре. И я уверен, что далеко не каждый будет в неё играть. Дело в том, что тут нет не только карты, но и дневника. Никто не говорит вам куда идти и что делать. Всё, что вы слышите от немногословных NPC, нужно записывать себе корочку. Ну как нужно… В основном они несут всякий бред, в котором через слово упоминается «кровь». Даже те, кто говорит важные вещи, делает это туманно, с большой долей недосказанности. Стоит ли говорить, что квестов типа «Убей 5 оборотней и принеси мне их шкуры», здесь нет. Если вы не играли в серию Souls, то, наверняка, и не поймёте, что на персонаже завязан какой-то квест. Может, даже зарубите бедолагу, приняв его за врага.

Главный источник информации — это описания предметов, которые дают обрывочные данные об истории мира, в котором мы оказались. Также кое-что может подсказать и дизайн: локации и их обитатели очень разнообразны, по их внешнему виду можно предположить, что здесь произошло. Однако, даже пройдя всю игру, составить целостную картину непросто. Остаётся много пробелов и вопросов, ответы на которые приходится додумывать. Ну, или отправляться за ними на Youtube, благо там можно найти множество роликов от фанатов игры, пытающихся распутать этот хитроумный клубок из фактов и намёков. И вот когда вы пересмотрите с десяток видеороликов, вам определённо захочется перепройти эту выдающуюся игру с учётом новых знаний, побывать во всех пропущенных локациях, выполнить все квестовые цепочки и посмотреть все три концовки, благо уровень и весь инвентарь персонажа сохраняются в новой игре+.

Лично я, даже после того как сделал всё перечисленное выше и выбил платину, всё равно не удаляю игру. Бывает, что захожу минут на 10, посмотрю на Куклу во Сне охотника, помашу своей раскладной секирой, помогу другому охотнику справиться с боссом, глубоко вздохну и выключу консоль. Главная проблема «бладборна» не в том, что он хардкорный, а в том, что он настолько крутой, что на другие RPG после него не то что играть — смотреть не хочется. И как теперь жить?