Два года назад в отзыве на комикс «Прометей» я рассказал о своём спонтанном походе в кино на одноимённый фильм. О славное блаженство незнания! Благодаря тому что я ничего не знал о сюжете, я и не догадывался о связи «Прометея» с «Чужим». Эти истории показались мне абсолютно разными, пусть даже и происходят они в одном мире. Теперь после просмотра «Чужой: Завет», и немного покопавшись в истории создания двух последних фильмов, я понимаю, насколько был близок к истине.

Кинокомпания 20th Century Fox планировала «Прометей» как непосредственный приквел первого фильма «Чужой». Для этого в режиссёрское кресло был призван Ридли Скотт — несчастный старик, замученный мольбами фанатов о новом фильме про ксеноморфов. Дескать, кто, если не он? Старый конь борозды не испортит. Первоначальный сценарий был досконально проработан и крепко связывал приквел с оригиналом 1979 года стык в стык. Но Ридли Скотт настоял на переработке сценария в тот вид, который мы увидели на экране: к сожалению, в нём появился не только глубокий философский подтекст, но и множество логических несостыковок. Результат получился спорный. Мало того, что чужих в фильме зрители так и не увидели, так ещё и концовка вообще никак не соотносилась с тем, с чего всё начиналось в 1979 году. Из-за всего этого «Прометей» подвергся острой критике, хотя в общем-то представлял собой красивую и запоминающуюся работу.

Prometheus

В 20th Century Fox прикинули, что второй раз такая отсебятина точно не прокатит, но и ругаться со Скоттом видимо не хотели. Поэтому очевидное продолжение «Прометея» пошло в прокат с названием «Чужой: Завет». И ладно бы только название. Вся лента представляет собой поле боя между Ридли Скоттом и кинокомпанией. Первый на старости лет хочет снимать интеллектуальное кино и развивать философские идеи, поднятые ещё в «Бегущем по лезвию». Вторые являются заложниками ожиданий широкой аудитории, которой нужен полноценный фильм по франшизе чужих: не про великанов-альбиносов, не про кальмара, не про идею Бога-творца, а про ксеноморфов. Только узнаваемые бренды гарантируют прибыль, всё остальное — риски.

И вот в результате этой непримиримой борьбы, которая происходит не только между сторонниками развития тех или иных идей, но и в головах каждого из участников, рождается «Чужой: Завет». Долгожданная премьера состоялась, и теперь эта борьба вылилась на сайты, блоги, форумы и соцсети, взбудоражив фанатское сообщество.

Проблемы восприятия

Alien-Covenant-04

Такого кардинального расхождения в отзывах я не видел со времён «Пробуждения Силы». И что самое интересное, хвалят и ругают фильм тоже за разное.

Больше всего, конечно, достаётся «тупым учёным», которые ходят без скафандров, везде суют свой нос и распускают руки. Честно говоря, я раньше тоже болезненно относился к здравому смыслу и исторической достоверности в кино. Негодовал, когда примитивные эвоки побеждали обученных штурмовиков на Эндоре, а главные герои какого-нибудь боевика чудом спасались от гибели. Но потом за какой-то короткий промежуток времени я вдруг будто повзрослел и взглянул на подобные вещи под другим углом. Как-то внезапно я стал лучше чувствовать и понимать кино на сознательном и подсознательном уровнях. Давать авторам больший кредит доверия и принимать вещи такими, какие они есть. К тому же, я узнал больше об окружающей нас действительности и понял, что в реальной жизни бывает такое, что ни одному киношнику и не снилось.

Например, в «Прометее» зрители ругали главных персонажей за то, что они убегали, от катящегося за ними космического корабля в форме бублика по прямой.

Здорово рассуждать, сидя в кресле и наблюдая замедленную съёмку с высоты птичьего полёта. К сожалению, у героев такой возможности не было и они делали самое очевидное: отдалялись от места катастрофы. Это мы со стороны видим, что корабль катится, и можем спрогнозировать его дальнейшее поведение. Да и то, это только догадки, ведь он мог в любой момент завалиться набок, развалиться на куски или взорваться. Во всех этих случаях, смена направления сделала бы только хуже. И все умники бы потом кричали: «Вот какого чёрта она дергалась? Надо было просто бежать дальше!»

Да и какая вообще разница, как они там бежали? Важен факт: упал корабль или нет, выжили герои или нет — остальное вопрос зрелищности. Если вам эта ситуация кажется невероятной, поищите, сколько лесорубов ежегодно гибнет в одних только США. Это ж просто шаг в сторону сделать надо, когда дерево падает! Ну, тупые америкосы!

Про скафандры уже тоже избитая тема. В первом «Чужом» персонаж был в скафандре, и ничем ему это не помогло, а в «Прометее» персонаж снял скафандр и ничего плохого с ним в этом эпизоде не случилось.

Star-wars-memesСамая распространённая проблема восприятия в том, что мы оцениваем происходящее исходя из наших реалий. Мы пришли на триллер и знаем, что должно случиться что-то плохое. Персонажи этого не знают. Для нас космос это враждебная территория. Для них это, вполне вероятно, то же, что и соседняя улица. Астронавт тысячу раз доверял системе анализа воздушнрой среды, почему он должен сомневаться сейчас? К тому же, если бы герои всё всегда делали правильно, то никакого фильма бы и не было. Или бы он был другим, но вопросы всё равно бы никуда не делись.

Мы видим экипаж космического корабля и сразу считаем их элитой человечества, потому что в нашем мире это действительно так. Но вполне допустимо, что звездолёт в будущем, это то же, что и автомобиль сейчас. А капитан колонизаторского корабля на 2000 человек, это примерно как водитель автобуса, а вовсе не последняя надежда земной цивилизации.

Можно подойти к этому вопросу и с психологической точки зрения. Фильмы ужасов и триллеры специально делают такими, потому что многие люди смотрят их с бессознательной целью самоутверждения: «Главные герои тупые и их убивают, я бы так не поступил и выжил, а значит, я умнее и сильнее, мне ничего не грозит». Это даёт положительные эмоции. По сути естественное развитие античных зрелищ. Плебс всегда любил наблюдать, как кого-то раздирают на части. Это щекочет нервы и в конечном итоге приводит в эйфорию от собственной безопасности.

Что делать?

Alien-Covenant-03

Обругать любой, даже самый гениальный фильм не составляет совершенно никакого труда. Гораздо сложнее его понять. А чтобы понять фильм, нужно задавать правильные вопросы. Вопрос: «Почему она в туалет одна пошла?» не является правильным. Правильный вопрос: «С какой целью режиссёр показал нам этот эпизод? Что он хотел этим сказать?»  Когда пилот разворачивает корабль с 2000 душ на борту, чтобы спасти 2-3 человек, это говорит не о том, что он тупой, а о том, что жизни нескольких своих друзей он ценит выше, чем тысячи незнакомых ему жизней, что вполне правдоподобно.

И я не говорю, что у каждого поступка, показанного на экране, есть какой-то глубокий смысл или аллегория. Совсем нет. Кто-то гибнет случайно, кто-то по неосторожности, кто-то из-за паники, кто-то в борьбе. Давайте зададим правильный вопрос: «Что автор хотел показать нам всеми этими смертями?» Мой ответ: человеческое несовершенство. Люди со своими эмоциями и ошибками это лишь фон, на котором более ярко проступают истинные герои франшизы. И если вы думаете, что это ксеноморфы, то ошибаетесь.

И в оригинальном фильме 1979 года, и в «Прометее» главной причиной всех бед являются андроиды. Выдающийся искусственный интеллект превзошёл своих создателей и даже создателей своих создателей. Он обладает невероятной эрудицией, умеет передавать эмоции и творить, но люди всё равно считают его лишь обслугой. Чтобы он ни делал, для людей он навсегда остаётся чужим

Да расскажи уже наконец о фильме! Идти или нет?

Alien-Covenant-02

Картина очень личная, поэтому чужие мнения никоим образом не помогут вам сформировать своё собственное. Моё наблюдение таково: если человеку понравился «Прометей», то и «Чужой: Завет» скорее всего понравится, так как новая лента это де-факто «Прометей 3». «Прометей 2» создаётся под рабочим названием «Чужой: Пробуждение», если ничего не переиграется.

Если же последний фильм про чужих, который вы смотрели, был на ещё на видеокассете, то я бы порекомендовал сначала посмотреть «Прометея», иначе культурного шока не избежать.

Дело в том, что линейка «Прометея» отличается от «Чужого» ещё больше, чем серия «Чужой против Хищника». Это уже совсем другое кино, которое по прихоти то ли киноделов, то ли зрителей сохранило некоторую атрибутику исходной франшизы.

Тёмные коридоры с аварийным освещением сменились огромными пространствами в холодной палитре. На смену сальным шуточкам дальнобойщиков и вояк пришли цитаты из Библии, Шекспира, Вагнера и другой классики. И тут вдруг опять эти яйца, лицехваты… Я уже три дня пытаюсь переварить этот фильм, но он всё никак не усвоится.

Alien-Covenant-01

С одной стороны, кажется, что если б авторы не цеплялись за прошлое и весь этот фансервис, то мог бы получиться умопомрачительный научно-фантастический шедевр, который бы превзошёл и «Прибытие», и «Интерстеллар», и всё остальное. С другой стороны, может быть, вся эта холодная эстетика только и живёт за счёт смешения с отвратительной биологией чужих и всего, что с ними связано?

Уфф… У меня уже закипает голова. Пока она окончательно не взорвалась, я бы хотел поблагодарить всех актёров за отличную игру. Даже второстепенные персонажи смотрелись очень убедительно, не говоря уже о Фассбендере, который в моих глазах прямо-таки реабилитировался за «Кредо убийцы».

В фильме очень крутая музыка, превосходный визуальный стиль, классные спецэффекты. Постановка отдельных сцен — выше всяких похвал. Да и вообще фильм смотрится на одном дыхании. Надеюсь, что продолжение всё-таки будет снято. Лично я бы очень хотел, чтобы в следующем фильме персонажи действовали исключительно по инструкции, но всё равно гибли ещё быстрее назло всем блюстителям здравого смысла. 🙂