«Дэвид Линч: Жизнь в искусстве» — это даже не совсем документалка. Я бы скорее назвал этот арт-проект видеоэкскурсией по тревожным воспоминаниям и пугающим художественным образам в голове творца.

Да, именно творца, а не режиссёра. Фильм практически полностью посвящён странному изобразительному искусству Линча и пути, по которому автор пришёл к созданию «двигающихся картин» — кинофильмам. Само кино тут практически не упоминается вплоть до последних минут. Это самое важное, что нужно знать, дабы не испытывать разочарования по итогам просмотра.

Остальное зависит от того, насколько вы вообще восприимчивы к искусству и склонны к эмпатии. Готовы ли вы полтора часа слушать сбивчивые рассказы усталого старика о своей странной молодости, рассматривать чёрно-белые фотографии и художественные работы, напоминающие творчество душевнобольных детей. Не знаю почему, но я охотно готов.

Я никогда не создавал себе кумиров из отдельных личностей, никогда не хотел быть полностью на кого-то похожим и никогда не погружался в чьи-либо биографии, тем более в так называемые «истории успеха». Гораздо более интересными для меня были рассказы простых людей, их опыт, мысли, умозаключения, к которым они пришли в результате тех или иных событий в своей жизни.

Не скажу, что история, рассказанная Линчем, поразила меня. Но вряд ли за это можно кого-то винить. Сам режиссёр очень замкнутый человек, и я даже не представляю, какие усилия пришлось приложить авторам фильма, чтобы заставить его хоть как-то раскрыться.

С технической точки зрения всё выполнено безукоризненно. Долгие планы главного героя, которые сменяются психоделической анимацией его коллажей и рисунков, а также фото- и видеоматериалами из его семейного архива. В русском дубляже монологи режиссёра озвучил Борис Репетур. Отличный выбор, но лично я бы всё же предпочёл оригинальную звуковую дорожку. Во-первых, речь Линча медленная и простая, а во-вторых, раз уж проект такой личный, то хотелось бы всё же послушать историю из первых уст. Многочисленные паузы в повествовании заполняет гипнотическая музыка, в том числе и написанная самим Линчем.

И ещё одно любопытное наблюдение. Лейтмотивом всего фильма является создание Линчем очередного коллажа. Лично мне показалось, что мастер подошёл к нему абсолютно не по-академически: взял лист и вместо того, чтобы распланировать всё пространство, сразу начал с детальной проработки отдельных элементов. Возможно, вся его работа в мастерской перед камерой это просто постановка, но мне почему-то хочется верить, что нет. Это могло бы объяснить загадочность его фильмов: Линч просто берёт и делает, не зная заранее, к чему его приведёт извилистый и иррациональный творческий процесс.