Fallout 4 стал самой спорной и обсуждаемой игрой 2015 года. Главный парадокс в том, что куда ни глянь — везде его ругают, а оценки и отзывы по итогу в подавляющем большинстве положительные. В Steam так и вовсе «Очень положительные». Почему так получается? Что вообще делать с игрой, ругать или хвалить? Разбираться нужно по порядку.

Ругать нельзя хвалить

Что касается соотношения положительных отзывов в Steam и отрицательных комментариев, то тут действует основное правило: недовольных всегда лучше видно и слышно, потому что тот, кто доволен, попросту молчит. Смысл идти и кому-то что-то доказывать, когда тебя всё устраивает? Ты сидишь и играешь. Понравилось? Оставляешь положительный отзыв.

Во-вторых, сама система отзывов в Steam далека от совершенства. Ты либо ставишь палец вверх, либо палец вниз. Третьего не дано. В таких условиях, чтобы заработать негативный отзыв, разработчикам нужно облажаться по полной, потому что даже если они сделают «середнячок», большинство людей дадут ему зелёный свет, но «с некоторыми оговорками». Вот только эти оговорки в общей статистике никак не фигурируют, ведь цвет рецензии положительный.

В-третьих, я заметил, что рекламная кампания Fallout 4 была направлена, прежде всего, на людей, вообще не игравших в игры (телевидение, билборды, общественный транспорт и т.д.). Об игре писали и пишут даже те ресурсы, которые не имеют никакого отношения к играм. Почему пиарщики сделали ставку именно на такую аудиторию — понятно. Впечатлить неопытного человека гораздо проще. А вот те, кто «в теме» и так в курсе, что такое Fallout. Более того, они предъявляют к нему весомые требования, которым очень трудно угодить.

Лично я купил Fallout 4 по предзаказу и наиграл в неё 30 часов на максимальном уровне сложности. Для AAA-игры с открытым миром это просто ничто, но для того чтобы получить представление — достаточно. И вот я пошёл читать обзоры и холивары, дабы соотнести своё мнение с мнением общественности. В итоге, моему недоумению не было предела: Fallout 4 ругают не за то!

За что ругают Fallout 4?

Претензии, которые выдвигают игроки, мягко говоря, поверхностные. Я уже не буду рассматривать бред, типа «верните изометрию». Поймите меня правильно, я и сам люблю RPG старой школы, но верить, что в 2015 году Bethesda пойдёт на это, мягко говоря, наивно.

Сюжет. Любой диванный критик обязательно назовёт сюжет одним из главных недостатков игры. Но я напомню, что старые части Fallout при желании проходятся за 30-60 минут, а непосредственно сюжет можно выразить одним-двумя предложениями.

В open-world играх сюжет никогда не играл большой роли. Имел значение сеттинг и лор, имела значение свобода, которую давала нам игра, имело значение то, что наши действия оказывали прямое влияние на окружающий мир. Если брать Bethesda, то из всех игр полностью пройти сюжетную линию мне хватило терпения только в Morrowind. Oblivion, Skyrim, Fallout 3, Fallout NV так и остались брошенными где-то на полпути, хотя на каждую из них потрачены десятки часов. А всё почему? Потому что побочные квесты и прокачка всегда интереснее этой бородатой белиберды «Ты избран — древнее пророчество сбылось!»

Игры с открытым миром как раз-таки и ценятся за открытый мир и то, что тебе не навязывают, что делать. А вот качественный сюжет — это, как правило, атрибут линейных игр: Silent Hill, Mafia, Bioshock, Half-Life и прочие. Open-world игры с хорошим сюжетом — это невероятно дорогой продукт и, как следствие, большая редкость. Вот и приходится выбирать что-то одно: на двух стульях не усидишь. Например, в Mafia 2 есть открытый мир, но он абсолютно пустой и делать там нечего. Такая же ситуация была и в первом Mass Effect: вроде бы планет много, лети, куда хочешь, но возвращаться туда, где ты уже был, никакого смысла нет — это очень условный open-world. Единственная серия, которая приблизилась к идеалу — это GTA, но она одна в своём роде и вряд ли успех Rockstar кто-то повторит в обозримом будущем.

Поэтому, я считаю, что жаловаться на сюжет в Fallout 4, это то же, что жаловаться на отсутствие нормальной графики в варгеймах. Да, с ней было бы лучше, но для разработчиков это просто не целесообразно. Сколько студий уже надорвалось в попытке сделать шедевр?

Если под сюжетом понимать весь объём мини-историй и побочных квестов, то в этом плане Fallout 4 не лучше и не хуже своих сородичей. Есть интересные, есть проходные. Однотипные задания поселений: «захвати/помоги/защити», на которые тоже часто жалуются, выполнять в общем-то не обязательно.

fallout_screen_05

Система прокачки якобы уничтожена, но на самом деле претерпела всего два изменения. Во-первых, умений больше нет. Во-вторых, параметры S.P.E.C.I.A.L. можно улучшать с повышением уровня.

По мне так стало только лучше. Умения никуда не исчезли, а просто смешались с перками. Зато ценность левел-апа стала гораздо выше. Давайте разберёмся, как выглядела прокачка раньше:

  • Параметры S.P.E.C.I.A.L. задавались в начале, но их можно было улучшить интенсивной тренировкой, пупсами, имплантами, одеждой и другим.
  • Все эффективные билды строились от высокого интеллекта, потому что именно этот параметр отвечал за количество очков умений, которых всегда было мало.
  • Из-за этого дефицита умения тоже брались одни и те же: взлом, красноречие, наука и лёгкое оружие. Конечно, никто не запрещает качать тяжёлое оружие или безоружный бой, но это просто сознательное усложнение себе жизни, которое пройдёт с возрастом.
  • Самая фановая и желанная вещь в системе прокачки — перки — давались каждый четвёртый уровень. То есть, грубо говоря, истинное наслаждение приносил только каждый четвёртый уровень.
  • Взаимосвязь между параметрами, умениями и навыками никак не отображалась. Игрок не видел всей картины перков и не мог строить долгосрочные планы прокачки без помощи сторонних гайдов, где были бы расписаны все перки и требования к ним.

Что мы имеем сейчас:

  • Параметры S.P.E.C.I.A.L. можно прокачивать при повышении уровня, но делать это получается не чаще, чем при старой схеме брать интенсивную тренировку, потому что есть много других полезных перков.
  • Интеллект по-прежнему важен, но уже не обязателен. Отдельный прикол в виде перка «Идиот».
  • Первоочередные умения всё те же, но теперь они в виде перков и вкачать их быстро на максимум нельзя. Что-то добавили, что-то убрали, что-то подправили. По глупой системе износа оружия я вообще не плачу: таскать с собой несколько одинаковых стволов, чтоб чинить основной — та ещё тупость.
  • Перки даются с каждым повышением уровня и это большой плюс.
  • Все перки расположены в общей таблице и забавно анимированы. Красиво и информативно.

Отсутствие ограничения в уровне — это тоже, на мой взгляд, никак не минус. Техническое ограничение, которое итак все, кто хотел, правили модами, теперь заменили естественным. Это правильно: чем меньше ограничений, тем лучше. И я опять же уверен: подавляющее большинство игроков пройдёт и забросит игру, не прокачав и трети всех перков.

fallout_screen_06

Система диалогов — классический пример, того как социальные сети подхватывают и тиражируют чушь, не вдаваясь в суть вещей. Если бы тот, кто создаёт мемы про диалоги в Fallout 4, хоть немного поиграл в игру, то знал бы, что пресловутыми [Да] [Нет] [Сарказм] мы выбираем не реплики, а суть и тон сообщения. После выбора одного из четырёх вариантов, персонаж может выдать целую тираду либо последует обмен несколькими репликами вплоть до следующей «развилки». А самое главное: ВСЕ диалоги озвучены. Соответственно и система иная, более динамичная: одно переходит в другое. Отмотать сказанное назад в ключевых обсуждениях, как и в реальной жизни, нельзя, но можно сказать что-то вроде «я подумаю» и отложить решение.

Старая система в том же New Vegas, на который молятся «тру рпг-геймеры», где болтать можно было с каждым встречным бомжом, была слишком громоздкой. Прошу вас, отложите в сторону свои шаблоны и посмотрите правде в глаза: реплики второстепенных NPC это просто вода, труд литературных негров. В обычных RPG ты испытываешь облегчение и любопытство, когда приходишь в новую мирную локацию. А в гостях у «Бесезды» — лишь уныние и раздражение от того, сколько тут картонных болванов. Ведь с каждым из них приходится говорить по всем пунктам — не дай бог пропустишь что-то важное. А с озвучкой пришлось бы всё это сначала читать, а потом ещё и слушать. Спасибо, не надо. Мне итак уже эти ваши «Stop right there, criminal scum!» на подкорку въелись, хотя уже почти 10 лет прошло.

Симс (система строительства и крафта) — основное нововведение четвёртого «Фоллаута» вызвало споры. На мой взгляд, отличная идея, которая органично вписывается в мир игры. Вспомните первые части Fallout. Как было классно видеть расцвет поселения, после того как ты ему помог. А тут система ещё круче: можно вручную расположить каждую хижину и все предметы интерьера, провести электричество и воду, посадить огород, возвести стены, организовать торговлю. Под настроение это вполне может зацепить. Благо после прохождения обучающей миссии заниматься строительством и менеджментом поселений никто не заставляет.

За что надо ругать Fallout 4!

Я прочитал множество обзоров и негативных отзывов, но никто не написал о действительно важных вещах. Все так зациклились на системе диалогов, которая, кстати, правится модами, что не увидели главного. Ну что ж, разработчики, вы сами напросились… В дело вступает мастер говноедского дела!

Движок. Для меня главная интрига умерла вместе с первым показом геймплея. Движок тот же. Всё понятно. Опять этот пластилиновый мир, в котором предметы не имеют массы, а тела убитых людей и животных ведут себя как резиновые куклы, наполненные водой. Анимация живых персонажей всё также отвратительна. Невооружённым глазом видно, что люди и монстры летают над землёй, перебирая ногами, а не бегут по ней. Поведение напарника, да и всех остальных персонажей отдаёт серединой нулевых, когда 3D было ещё сырым, но уже массовым. Постоянно кто-то застревает или ведёт себя по-идиотски. Из-за этой повсеместной убогости у тебя нет никакого ощущения реальности и уж тем более драматизма. Ты будто бы во сне. Кстати, по физике, цветовой гамме, да и игровым ситуация Fallout 4 как раз напоминает клип Робби Уильямса на песню Tripping.

fallout_screen_03

Я вижу Oblivion

Интерфейс… Интерфейс never changes… Для «Фоллаута» 90-х годов он, вероятно, был хорош. Но игра претерпела огромные изменения. Сейчас счёт предметов, которые можно положить себе в рюкзак идёт уже на сотни, а если учесть ещё и все генерируемые названия, которые, кстати, никогда не вмещаются на экране пип-боя, то, наверное, и на тысячи. Как же всё это оформить? Ответ разработчиков: простым списком! В результате, приходится постоянно прокручивать десятки наименований всякого хлама. Фильтры есть, но они не помогают, а только запутывают, и, упаси господь, ты кликнешь куда-то не туда. Самое страшное, если ты не успел заметить, что именно ты сделал. Выпил радиоактивную воду? Высыпал патроны? Отдал свою ракетницу собаке? Всё может быть.

В игре задействовано огромное количество клавиш и в зависимости от ситуации их значение может быть разным. Нажмите «Пробел» в момент выстрела, чтобы сделать крит. ШТА?

Игра безжалостна к тем, кто внимательно её проходит и подчищает все секреты. 70% игрового времени ты просто ковыряешься в этом убогом интерфейсе и думаешь, что можно выкинуть из рюкзака, чтобы подобрать новую винтовку. Нашёл? Через два метра ситуация повторяется. Возможно, было б проще, если б не надо было носить десяток разных стволов под каждый тип боеприпасов или если бы ИНТЕРФЕЙС БЫЛ НОРМАЛЬНЫЙ!

В Fallout 4 просто-напросто некомфортно играть! Для меня это словно труд, а не отдых!

fallout_screen_02

Мир и атмосфера — это то, что порой вытягивает игру из пучины посредственности. Но опять же все прицепились к мелочам. Вот подавай им не четыре реплики в диалогах, а шесть! Да идите вы на улицу и там хоть двадцатью видами реплик говорите! Какой смысл от количества реплик, когда мир Fallout получился игрушечным?! Происходящему на экране ни капли не веришь! Мир франшизы всегда был немного абсурдным и юморным, но теперь это просто сборище манекенов, расставленных в красивой диораме.

Со времён войны прошло 200 лет. Двести лет, Карл! И что просят от нас люди? «Сделай мне кровать, мне негде спать». Чем вы вообще занимались всё это время? Как вы выжили? Это как если бы мы до сих пор не оправились от Наполеоновских войн и жили в землянках в лесу. Я понимаю, у каждого сеттинга есть свои условности, но люди в мире Fallout ничем не умнее гулей. Они ничего не создают, у них только два режима: ходить и атаковать. Ну, в первом поселении ещё есть заскриптованный болван, который стучит молотком по стене в одном и том же месте. Идут дни, месяцы, а NPC всё так и живут в своих дырявых бомжатниках и стучат молотками по стенам. Вот ты сейчас подойдёшь, отрубишь ему голову, и ничего не произойдёт — все и дальше будут ходить как зомби. Помогать этим уродам никакого желания нет. Уж лучше б тут вообще никаких людей не было. Выжили б только роботы, может, хоть как-то было б похоже на правду.

А так выжили только мирные болваны и воинственные рейдеры. Вы хотите, чтобы я поверил, что жить группами по 20-30 агрессивных мужиков без женщин и детей — это вершина эволюции общественного порядка в будущем? Никто не ест, не спит, все только ходят с оружием наперевес и круглосуточно патрулируют свои железные коробки. Даже имён у них нет. Всё для того, чтоб игрок не усомнился в том, что эти ребята плохие и ему было не жалко их убивать.

Ощущение искусственности мира также возникает из-за того, что он напичкан всякими интересностями. Нельзя пройти и двух метров, чтоб на тебя никто не напал или ты не наткнулся на какой-нибудь ящик с хабаром. Такое чувство будто бы тебя уменьшили и бросили в маленький городок, собранный из LEGO. Вот такое вот состояние игрушечности не покидает тебя ни на минуту.

А ещё кругом лут, лут, лут! Ааааа! А тут что лежит? А тут? А это мне надо? Аааа! Всё не унесу, надо что-то выбросить… Ладно, слетаю на базу, сброшу и сейчас же вернусь. Не даром игру прозвали симулятором бомжа.

А теперь вспомните Morrowind, где можно было идти несколько минут по скалистому ущелью и никого не встретить. Потом, наконец, выйти к какой-нибудь деревушке, где всем на тебя насрать. Вспомните, эти мрачные тона, дымку над болотами, в которые страшно соваться. В этом смысле третья часть «Старых свитков» куда более качественный пост-апокалипсис, чем Fallout 4. Мы играли часами, и нам было плевать, что трупы нельзя двигать. Пусть лучше они намертво прирастают к земле, чем летают как воздушные шарики, когда ты просто возле них проходишь. И это не нытьё олдфага. Я просто выбираю из двух вариантов более качественный.

Мне норм

Мне норм


На этом, пожалуй, стоит остановиться. Я думаю, мысль, которую я хотел донести ясна.

Fallout 4 — это очень хорошая игра для тех, кто не видел Morrowind, Stalker, Bioshock… да и вообще другие игры не видел. Для остальных — под настроение.