Годовщину просмотра «Ла-ла Ленда» я отметил походом в кино на «Форму воды» Гильермо дель Торо. И я не случайно вспомнил творение Дэмьена Шазелла, потому как обе картины имеют много общего и впечатления у меня от них очень похожие.

Я высоко ценю авторский подход к созданию кино — все эти приёмы и мелочи, которые делают почерк режиссёра узнаваемым и при этом служат основной идее фильма, а не зацикливаются сами на себе. Поэтому досконально проработанный фильм, исполненный на высочайшем техническом уровне, не может не получить от меня высокую оценку.

С другой стороны, не меньшей, а то и большей ценностью для меня является оригинальность или хотя бы важность основной идеи фильма.

И вот тут у «Формы воды» явные проблемы. Если «Ла-ла Ленд» — это попурри-ремейк мюзиклов золотого века Голливуда, то «Форма воды» — это смесь ужастиков той же эпохи с семейными фильмами про спасение животных/любых других существ («Освободите Вилли», «Инопланетянин», «Стальной гигант»…). Звучит интереснее, чем есть на самом деле, ведь все эти проблемы любви женщины к монстру вопреки агрессивному окружению уже тысячу раз были показаны на примере Квазимодо, Кинг-Конга и Хавьера Бардема, лол.

В этом смысле форма воды не предлагает абсолютно ничего нового. Мрачность и натурализм, свойственные режиссёрскому стилю Гильермо дель Торо представляют собой лишь необычную обёртку обсосанной сто раз конфеты. Да и то, удивлять этим становится всё труднее. Если присмотреться, то даже главная шок-сцена — это трибьют легендарному «Альфу», ахаха.

Не спорю, фильм смотреть вполне интересно, но в основном из-за качественной постановки и всяких мелочей. В то же время пересматривать его я вряд ли когда-либо захочу.

От мастера столь высокого уровня ждёшь работ уровня «Лабиринта Фавна» — картины во всех смыслах потрясающей. Но в данном случае получился очередной пересказ сказки про красавицу и чудовище. К тому же с засильем социальной конъюнктурщины, от которой в последнее время вообще никуда не деться.

В этом плане авторы вообще собрали фулл-хаус: главная героиня — нацмен-инвалид-сирота-уборщица, которая подвергается сексуальным домогательствам на работе. Помогают ей представители других угнетённых групп, а все остальные гетеросексуальные мужчины какие-то расчеловеченные уроды.

Ну, окей, я сделаю вид, что поверил в то, что это авторский взгляд, а не желание угодить американским критикам и выехать на злободневной теме.

Ах, да! Чуть не забыл про миллион отсылок ко всякому чёрно-белому тряхомудию. Давайте начистоту: даже в штатах не найдётся хоть сколько-нибудь значимого количества людей, которые способны понять все эти реверансы в сторону телемюзиклов середины века. Зато на неподготовленного человека это производит магический эффект: раз в фильме цитируется что-то проверенное временем, то это придаёт значимости и самому фильму — вот такая логика.

Короче говоря, всё это манипуляции, за которые я год назад ругал «Ла-ла Ленд». Кстати, если верить Кинопоиску, то дель Торо изначально планировал сделать свой фильм чёрно-белым. К счастью, этого не произошло.

На мой взгляд, старое кино хорошо в том виде, в котором оно есть. А если уже даже самые талантливые режиссёры в XXI веке начинают его переснимать, да ещё и копируя стиль и технологии съёмки, то это свидетельствует лишь о том, что прогресс завёл нас в тупик, а творческая импотенция достигла своего апогея.