Сразу скажу, что заголовок не отражает всей сути поста, потому что я планировал писать об одном, но начал о другом, а в итоге написал о третьем. Такое со мной редко случается, но для того ведь и нужен блог. 🙂

Всё началось с того, что я сходил в кино на «Славные парни». Не так часто выходят фильмы, в которых на главных ролях сразу два любимых актёра. Уточню, что понятие «любимый актёр» очень условное. В современных реалиях под эту категорию у меня попадают те немногие, кто представляет собой хоть что-то большее нежели комок мышц, увенчанный коротко стриженной головой с квадратным подбородком. Такое чувство, что сейчас всех действующих лиц мужского пола, хотя и женского тоже, набирают из порнухи.

male_celebrities

И самое смешное: даже те, кто первоначально был похож на обычного человека, постепенно приходят к этому стереотипному образу. Мэтт Дэймон, Джейк Джилленхол, Райан Рейнольдс — тысячи их. Не нужно никаких комедий, можно просто посмотреть, как ходячий анаболик, на котором трещит костюм, пытается играть неуверенного в себе адвоката-очкарика.

На этом фоне Райан Гослинг выгодно отличается от коллег. Но сначала пару слов о Расселе Кроу, чтоб потом к нему не возвращаться. В принципе с ним всё понятно: он вышел из того поколения, когда актёры внешне отличались друг от друга, и прочно застолбил своё место в памяти зрителей как Максимус из «Гладиатора», Джон Нэш из «Игр разума» и даже как яростный вожак скинхедов из «Ромпер Штомпер». Недавний режиссёрский дебют в «Искателе воды» тоже хорошо запомнился. Рассел Кроу — это старый конь, который не хватает звёзд с неба, но и борозды не испортит.

В фильме он предстал в предсказуемом образе брутального старичка, который не гнушается применением силы. Будто бы вышибала Бад из «Секретов Лос-Анджелеса» постарел и вышел на пенсию. Несмотря на общее положительное впечатление, что-то в образе австралийца меня смущало. Возможно, дело в том, что он толком даже не играл, а просто перемещался из локации в локацию и решал вопросы. То есть лично я не увидел Джексона Хили, я увидел усталого и угрюмого Рассела Кроу, но при этом не сказал бы, что это очень плохо. Может быть, так уж сложились два типажа.

nice_guys

Про Райана Гослинга такого не скажешь. Я смотрел на него и видел персонажа, а не актёра. Он выгодно смотрелся и в диалогах, и в перестрелках, и в комических, и в сентиментальных сценах. А когда камера под характерным углом показала то, как герой запрыгнул в маслкар, мне сразу вспомнился фильм «Драйв», о котором я давно хотел написать. Кстати, почему бы не сделать это сегодня? Со «Славными парнями» вы и без меня разберётесь. Рассказывать тут особо не о чем. Хороший приключенческий боевик в антураже 1970-х с неплохими шутками и мокрухой, который выезжает на качественной игре актёров и ностальгии по фильмам о напарниках. Крепкое кино, о просмотре которого вы не пожалеете. Тем, кто хоть немного знает английский, рекомендую смотреть с оригинальной озвучкой — получите больше положительных эмоций.

А вот «Драйв»… «Драйв» — это совсем другая история.

drive_poster

«Драйв» — это независимое кино от датского артхаусного режиссёра Николаса Виндинга Рефна. Если б не Золотая пальмовая ветвь, я бы назвал фильм недооценённым, а так я скажу, что это просто малоизвестный шедевр. Прошло уже больше двух месяцев, как я его, наконец, посмотрел, а он всё не выходит у меня из головы.

Конечно, жемчужину в нём распознает не каждый. «Драйв» — это фильм–настроение, фильм–мироощущение. Что называется, не для всех. Если вы ищете экшена, гонок и разжёванных диалогов, то вам дальше по коридору.

Всем, кто остался, я сейчас нарисую идеальные условия для просмотра такого кино, как «Драйв». Вдохните полной грудью и расслабьтесь…

Ночь. Первый час, может позже. Тишину нарушают только одиночные автомобили, периодически снующие где-то вдалеке за окном. Может быть, изредка продребезжит своими железяками запоздалый трамвай. Вы только недавно вернулись из людного места. Это было крупное рабочее мероприятие, типа выставки, где вы были одним из ответственных лиц или, может быть, просто какой-то праздник, вечеринка. Несмотря на некоторое количество выпитого алкоголя, вам совсем не весело. Скорее наоборот. Тяжёлый день. Что-то пошло не так или вы просто устали. Вы понимаете, что уже поздно, но спать совершенно не хочется. К тому же завтра выходной. Вы расстёгиваете одежду, падаете на кровать и расслабляетесь. Дыхание замедляется. Кажется, что время остановилось. Вы нащупываете пульт и включаете телевизор — свет от него мгновенно распространяется по комнате, но глаза быстро привыкают. На экране появляются розовые титры, стилизованные под восьмидесятые. Начинает играть ретровейв, постепенно погружая вас в гипнотическую атмосферу фильма «Драйв»…

drive_night

В фильме сложно выделить плюсы и минусы. По крайней мере, не хочется. Это целостное произведение, чьи компоненты неразрывно связаны друг с другом, образуя некий поток, устремлённый прямо тебе в душу. Не так, как у Тарковского или других мастеров арт-хауса. Вовсе нет. История, положенная в основу «Драйва», понятна, прозаична и обыденна для голливудского кино. Преступный Лос-Анджелес, злые мафиозные шишки, сумка, набитая стодолларовыми пачками, беззащитная девушка с ребёнком и Он…

Герой, у которого нет ни огромных мускулов, ни гаджетов, ни суперспособностей. Даже имени у него нет. Но ты смотришь на него и понимаешь, что он круче всех. Он всегда спокоен, никогда не болтает попусту и способен расправиться со всеми злодеями мира, если они перейдут ему дорогу. Не потому что так положено по сценарию, а потому что ты видишь это в его взгляде, в его движениях. Невольно вспоминается известная паста: «Посмотри на этого мужчину и спроси самого себя, что с ним не так? Почему в его взгляде железо, в осанке сталь, а вместо кожи свинец?»

gosling_drive

Безусловно, Райан Гослинг очень точно попал в образ. Вот, что значит ответственно относиться к своей фильмографии. Возможно, я поверхностно смотрю на вещи или это просто стечение обстоятельств, но Гослинг один из немногих на ком не лежит проклятие одной роли. Его герои очень разные, но при этом в них есть что-то общее. В них всегда есть тайна и трагедия. Может быть, дело в том, что он не так часто снимается — тоже вариант, но факт остаётся фактом: Райан Гослинг — это великолепный актёр, а «Драйв» — его бенефис.

gosling_vinding_refn

Да, я знаю, в 2013 году вышел ещё один фильм за авторством того же Николаса Виндинга Рефна с Гослингом в главной роли, но «Только бог простит» это всё-таки совсем другое кино.

«Драйв» тоже изначально планировался другим. Это должен был быть обычный боевик с Хью Джекманом, но Виндинг Рефн спас этот фильм, собрав новую команду и сняв кино в своём стиле, за что ему огромное спасибо. Авторский подход заметен в каждой сцене. Конечно, долгие планы и грамотная работа со светом не его изобретение, но нельзя отрицать мастерство режиссёра в постановке ярких сцен, что вкупе с блестящей операторской работой и превосходным саундтреком делает фильм незабываемым.

По уровню какой-то подсознательной магии «Драйв» очень напомнил мне российский фильм «Брат» Балабанова. Если копнуть глубже, то можно заметить, что обе картины используют классические для своих стран сюжеты-притчи. Для американцев это образ простого человека, который под давлением обстоятельств должен превзойти себя и стать супергероем. Для русских это сказка об Иванушке-дурачке, который в постоянном поиске себя и ответов на вечные вопросы. Оба героя, по сути, бандиты, они совершают страшные поступки и убивают людей, но строго придерживаются своего внутреннего кодекса чести, который прост и понятен зрителю. Большинству зрителей. Я хорошо понимаю тех, кто скажет, что это «мрачняк» и «чернуха», но именно такие фильмы западают в душу и заставляют задуматься о морали… об обществе… о мире, в котором мы живём…

На этом, я думаю, можно пока закончить.

И да, берегите Райана Гослинга.

gosling_photo