Подводя итоги за 2016 год, я писал, что не очень люблю всякие топы и хит-парады, особенно те, где в заголовке фигурирует «лучший». Но в данном случае я не смог удержаться. Так много фильмов и игр, о которых хочется рассказать, но писать обо всём по отдельности, увы, не хватает времени. И вот я решил немного схитрить и объединил пять понравившихся мне триллеров в одну подборку, которая идеально легла на таймлайн: по одному фильму на год в период с 2013 по 2017.

Все перечисленные ниже фильмы рассказывают остросюжетные истории из жизни простых смертных людей и обличают различные пороки и болезни общества. Никаких изгнаний дьявола, резни в заброшенных домах и прочего эксплуатационного мусора от мира кино.

На земле нет более жестокого зверя, чем человек.

Стрингер (2013)

Nightcrawler

stringer-01

Стрингерами на профессиональном жаргоне называют внештатных корреспондентов, которые добывают информацию для СМИ. Как правило, это «горячие» материалы с места преступлений, аварий и несчастных случаев. Роль именно такого ловца удачи блестяще исполнил Джейк Джилленхол.

Действие разворачивается в Лос-Анджелесе, и это вам не Ла-Ла-Лэнд. Каждую ночь тут происходят ужасные автомобильные аварии, жестокие убийства и перестрелки с полицией. Всё это очень волнует аудиторию Онлайнера местных жителей, а потому TV-улей по производству новостного шок-контента гудит круглосуточно, переваривая сочные кадры, доставляемые стрингерами и штатными трудягами прямо с мест происшествий.

«Стрингер» неплохо показывает изнанку создания сенсационных репортажей и затрагивает ряд вопросов, связанных с журналистикой, да и вообще профессиональной этикой, не говоря уже о морали. Главный герой Луи Блум, подобно гиене, семенит в ночи по следу крови и с самого начала вызывает странную смесь чувств из жалости и презрения. Но если животных такими сделала природа, то кого винить в появлении подобных людей? Я думаю, ответ стоит поискать в книжных речах Луи, где удивительно переплетаются идеи Ницше и дешёвых бизнес-тренингов.

Вообще весь фильм можно назвать не только триллером, но и пособием манипулятора. Практически все диалоги в фильме сводятся в том или ином виде к торгу, и главному герою при всей его ущербности удаётся блистательно манипулировать окружающими.

Лента грамотно построена с точки зрения композиции: темп повествования выдержан, при этом атмосфера неумолимо накаляется. Оторваться невозможно, остаётся только сидеть и, затаив дыхание, смотреть, на что ещё готовы пойти персонажи для достижения своих целей, и чем же всё это закончится.

Среди недостатков фильма я бы выделил разве что определённое однообразие и репитативность действий, но, с другой стороны, за счёт этого достигается постепенное увеличение того самого накала, о котором я писал выше. В сюжете также имеют место небольшие неувязки и просто маловероятные вещи, но я бы списал всё это на кинематографичность.

Кстати, несмотря на рейтинг 18+ «Стрингер» получился не таким уже и кровавым. По крайней мере, я не заметил в нём ничего такого, что не показывали бы в новостях, хе-хе.

Исчезнувшая (2014)

Gone Girl

ischeznuvshaya-01

Честно говоря, этот фильм я смотрел два года назад, поэтому впечатления нельзя назвать свежими, да и многие детали позабылись.

Завязка проста: у Ника (Бен Аффлек) пропадает жена Эми (Розамунд Пайк), и обстановка в доме говорит о том, что сделала она это не по собственной воле. К распутыванию сложного клубка улик приступают сразу несколько заинтересованных сторон. Во-первых, конечно же, прямолинейная полиция, которая считает Ника главным подозреваемым. Во-вторых, сам апатичный муж, который уверяет всех в собственной невиновности, но при этом явно что-то скрывает. В-третьих, сердобольная общественность, для которой Эми была особенно дорога, как герой каких-то подростковых книжных бестселлеров. И наконец, сам зритель, который получает дополнительную информацию из различных флэшбеков и наблюдений.

По законам жанра информации всегда подаётся ровно столько, чтобы находиться на шаг позади от ускользающей разгадки, а когда зритель её наконец настигает, действие устремляется вперёд с новой силой. И вот в этом раскрывается всё мастерство режиссёра Дэвида Финчера. Я уверен, что по этому же самому сценарию можно было бы снять проходную киношку, которая забылась бы уже через несколько часов после просмотра, но «Исчезнувшая», как и другие фильмы этого блестящего режиссёра, запоминается надолго.

Удивительно, но даже Бен Аффлек, в котором я в последнее время сильно разочаровался, идеально вписал в ленту своё фирменное лицо «Как же вы все меня задолбали». Ну, а Розамунд Пайк талантливо представила на экране женщину, которую хочется одновременно убить и… кхм.. пожалеть.

Фильм получился очень мрачный и долгий, но во время просмотра вы вряд ли это заметите. Лишь когда на экране появятся титры, вы ощутите, как затекли ваши конечности. Кстати, о конечностях. Когда я вспоминаю этот фильм, у меня возникает два рефлекторных желания: размять спину и втянуть голову в плечи, прикрыв горло. Первое, потому что смотрел «Исчезнувшую» в самолётном кресле. Второе, поймёте сами, если посмотрите. Удивительная вещь наша память.

Колония Дигнидад (2015)

Colonia

colonya-dignidad-01

Любопытный немецкий фильм, который ушёл в историю обруганным, но по большей части незамеченным. Ленту, безусловно, есть за что ругать, но в целом она не так плоха, как говорят о ней критики.

Сюжет «Колонии Дигнидад» основан на реальных событиях. В Чили действительно существовала закрытая немецкая коммуна, где во времена Пиночета творились страшные вещи, о которых до сих пор толком мало что известно. В аннотации говорится о том, что колонию основали беглые нацисты, но никаких подтверждений этому в фильме я не увидел. Дигнидад это, прежде всего, религиозная секта, управляемая жестоким тираном, по сравнению с которым даже Губернатор из The Walking Dead кажется светочем демократии.

Главные роли сыграли красавица Эмма Уотсон и потный хлыщ Дэниэл Брюль. Я не знаю, может быть, в Германии он и считается секс-символом, но лично я его совершенно не перевариваю, особенно в положительных ролях. Стоит ли говорить, что вовсе не жестокие пытки, а любовные сцены с его участием заставляли меня отводить взгляд от экрана. Соответственно, и в большую любовь, которая поддерживает дух главных героев, не верится. Это важный недостаток фильма, но всё-таки не критический, ведь «Колония Дигнидад» прежде всего драматический триллер, а не романтическая история.

Что точно не оставляет равнодушным, так это ужасные порядки колонии и безумный фанатизм её обитателей. Вроде бы для тех, кто смотрел кино на тему Холокоста, тут не должно быть ничего нового. Но если угнетение одних людей другими старо как мир и его можно понять, то что движет теми, кто пошёл на всё это добровольно? Более того, готов глотку перегрызть в защиту системы, гарантирующей его рабское положение.

Мороз по коже от одной только мысли, что нечто подобное происходило и происходит на самом деле. Посреди живописной природы безо всякой войны и каких бы то ни было объективных причин на добровольной основе вырастает филиал ада. И при этом все его обитатели только и говорят, что о Боге и духовности. Сюрреалистичная картина. Ты просто смотришь на неё и… как бы это культурно выразиться… приходишь в шок.

В таком состоянии становится наплевать на сюжетные штампы и другие недостатки. Неважно, что в «Побеге из Шоушенка» или том же «Списке Шиндлера» что-то похожее было показано лучше.

Такие фильмы, как «Колония Дигнидад», это голос всех тех замученных при тусклом свете и расстрелянных в затылок. Спустя годы он донёсся до нас сквозь стены подвалов и заборы с колючей проволокой, пускай и в видоизменённой, полуразвлекательной форме. Хорошо, что у нас есть хотя бы такая возможность его услышать.

Под покровом ночи (2016)

Nocturnal Enemies

pod-pokrovom-nochi-01

Эталонным научно-фантастическим триллером я бы назвал «Чужого», идеальным психологическим триллером — «Остров проклятых», а вот идеальным эстетическим… «Неонового демона». Но про него я уже писал, поэтому освободим дорогу новичку, тем более что кандидат вышел достойный.

История «Неонового демона» проста, как треугольник, а вот сюжет фильма «Под покровом ночи» трудно уловить на ходу, по крайней мере, во всём его великолепии.

Главная героиня Сьюзен (Эми Адамс) получает по почте от своего бывшего супруга Тони (Джейк Джилленхол) рукопись его новой книги. Её сюжет разворачивается на экране параллельно реальным событиям и воспоминаниям Сьюзен. По рейтингу 18+ можно догадаться, что написал Тони далеко не «Хроники Нарнии», вот только как всё это связано с реальной жизнью главной героини?

Фильм получился очень многослойным. Собрать воедино все параллели не так-то просто. А главное, как оказалось, многие зрители поняли фильм по-разному, что уже очень любопытно. Свою версию я, пожалуй, разъяснять не буду, хватит с меня Virginia.

Я лишь отмечу, что кино вскрывает множество ран на теле межчеловеческих отношений: месть, жестокость, слабость, страх… О, что касается страхов, то тут просто золотые россыпи. И речь не о банальной темноте или каких-то барабашках, страхи здесь куда более реальные: они тягучие, как живой студень, который обволакивает тебя целиком и переваривает заживо.

В начинке фильма можно копаться очень долго, но рассказывать о вещах, не называя их, довольно странное занятие. А именно этим я в основном и занимаюсь, так как порой даже небольшой намёк, никак не связанный с сюжетом, может стать спойлером. Особенно в таком филигранном жанре.

Снят «Под покровом ночи» превосходно. Если бы я не знал, что режиссёром выступил малоизвестный Том Форд, то подумал бы, что это Вильнёв. А это большой комплимент.

Красиво, умно, волнующе — образцовое произведение. На мой взгляд, самое мощное из всей представленной пятёрки.

Сплит (2017)

Split

split-01

Вот мы и добрались до свежака. «Сплит» М. Н. Шьямалана рассказывает о похищении трёх старшеклассниц психопатом, в котором уживается множество разных личностей. Они «выходят на свет», сменяя друг друга, что определяет образ мыслей и поведение носителя на некотором промежутке времени.

Конечно, эта история выглядит наиболее надуманной по сравнению с предыдущими, где героями были обычные люди, пускай порой и не совсем здоровые психически. Тут мы имеем дело с совсем уже выдающимся типом, правда, в абсолютно невыдающихся декорациях.

Ну вот, меня уже тянет раскритиковать картину… Дёрнул же черт назвать эту пятёрку фильмов лучшими… Ладно, «Сплит» на самом-то деле неплох, вот только это неплох на 80-90% складывается из игры Джеймса МакЭвоя. К этому можно добавить любопытные разговоры у психолога и преимущественно неплохой монтаж. То есть фильм в целом ровный, без каких-либо сюжетных или композиционных провалов.

Несмотря на то, что жертвы похищения не вызывают никакого сопереживания, смотреть «Сплит» достаточно интересно, ввиду элементарного любопытства, какие ещё фокусы остались в рукаве у маньяка. Хотя в полной мере наслаждаться актёрской игрой МакЭвоя мешает слишком претенциозная, на мой взгляд, операторская работа. Постоянные крупные планы лишают действие реальности и усугубляют эффект театра одного актёра.

И всё же нельзя не отметить огромное количество больших и малых условностей в сюжете и общую его предсказуемость. Ситуации, когда ты, как зритель, предугадываешь следующую сцену или соображаешь быстрее действующих лиц, а потом ещё и выслушиваешь разжёванное разъяснение, для триллеров не допустимы.


Надеюсь, что 2017 год ещё порадует нас качественными триллерами, хотя если и не порадует, ничего страшного. Всегда найдётся что-нибудь из бэклога. На этом пока всё. Подписывайтесь на странички Fandom.by в социальных сетях VK и FB, чтобы не пропустить новые статьи.