Есть такое неприятное чувство, когда ­предмет твоего почитания внезапно становится общедоступным. Вот варишься ты потихоньку в какой-то узкой теме, например, читаешь Толкина, а потом БАЦ — Питер Джексон снимает свой блокбастер, тем самым запуская огромное стадо в «твой» огород. Ты был членом субкультуры, носителем тайного знания, а теперь им владеет каждая домохозяйка. Точнее считает, что владеет и не стесняется это демонстрировать. И ты можешь сколько угодно холиварить на форумах и в соцсетях, доказывать, какой ты олдфаг, бить фейспалмы, но дальше будет только хуже, ведь эта лавина интереса сойдёт, а ты останешься. Останешься ретроградом. «Что? Властелин колец? Ааа… там, где этот гном с кольцом… МАЯ ПРЕЛЕСТЬ!Ахахаха! Ты, что не знал, это ж по книжке для детей снято! Посмотри лучше «Игру престолов» — ВОТ ЭТО ОХУ-НО!»

Рис. 1

Рис. 1

Конечно, глупо считать какой-то продукт массовой культуры, будь то книга, фильм или игра, «своим», но от этого навязчивого неприятного чувства избавиться сложно. Досада? Обида? Ревность? Да, наверное, всё-таки ревность. Ведь это ТВОЯ привилегия смотреть, наслаждаться, фанатеть и главное просвещать окружающих. А тут что получается? Все в обход тебя вошли в твой храм и обратились, и ты со своими проповедями вроде бы как и не нужен. Более того, теперь ты и не проповедник никакой, а одинокий голос из многотысячной толпы, что славит голого короля. Стоп! Почему голого? Ведь всё же было в порядке! И вот тут обратимся к предмету разговора — фильму «Безумный Макс: Дорога ярости».

Не могу назвать себя ярым фанатом дизельпанка. Да, была старая трилогия про Безумного Макса, был Fallout, был Red Alert, были Crimson Skies и «Небесный капитан»… Bioshock в конце концов. Но так уж чтоб фанат — нет, слишком уж разные продукты культуры относят к этому жанру.

Тем не менее, «Дорогу ярости» я ждал с момента анонса и отправился в кинотеатр в первый же день показа. Не буду кривить душой: смотреть было интересно, происходящее на экране захватило с первых минут и бла-бла-бла <сюда можете вставить всё то, что вы читали в сотнях хвалебных рецензий на этот фильм>.

Как только включили свет, мой сосед, вставая с кресла, воскликнул что-то вроде: «ЭТО МЕГАОХУ-НО! Завтра пойду ещё раз!» Я пожал плечами. В тот же вечер интернет взорвался сделанными на скорую руку рецензиями, суть которых сводится к одному (см. рис 1). Понеслась кривая в щавель!

Mad max poster

Из 1979 с любовью

Можно долго объяснять, что такое шедевр кино и почему «Безумный Макс: Дорога ярости» им не является, но все доводы за и против сводятся к одному вопросу: чем для вас является кино прежде всего — развлечением или искусством? Если вам хоть немного нравится постапокалипсис, то с функцией развлечения фильм справляется, хотя уши нулевого сюжета сильно портят впечатление думающему зрителю. Но вот с искусством не сложилось совсем. Идеи у фильма нет. А отсутствие идеи, словно, отсутствие фундамента рушит, обессмысливает всё остальное: гонки туда-сюда под аккомпанемент шумных спецэффектов, смелых трюков и гротескных образов. В 1980-е этого было достаточно, но сейчас даже обывательский зритель требует морали, пусть и самой банальной: береги своих близких, храни природу, не связывайся с плохими людьми ради сиюминутной выгоды и т.д. Даже в первом «Безумном Максе» был более-менее стройный сюжет с завязкой, саспенсом, кульминацией и развязкой. В «Дороге ярости» такого нет, она по сути является ремейком «Воина дороги». И если техническая часть в виде реквизита, грима, трюков и спецэффектов шагнула вперёд, то сюжетно-идейная (и без того слабая) — назад.

«Что ты прицепился к сюжету? Нет здесь никакой морали! Это всё БЕЗУМИЕ!» — хором отвечают на немногие негативные отзывы новоиспечённые фанаты. Умоляю вас, безумны здесь разве, что рейдеры. Остальные, за исключением главного антагониста, просто глупы. Но не буду вдаваться в подробности, скажу только следующее: то, что фильм «в сто раз круче форсажей и мстителей» не делает его шедевром. С каких пор вообще форсажи стали мерилом качества кино? «Безумный Макс: Дорога ярости» — отличный, крепкий боевик, но люди стали очень часто бросаться в крайности и возводить в абсолют то, что хоть немного выделяется из общей картины. Работает это только во вред.