Не устаю раз за разом повторять, что сеттинг — это краеугольный камень любой игры или фильма. Кому-то нравится атмосфера гангстерских разборок времён «Сухого закона», а кто-то сходит с ума от Звёздных войн. Это понятно, но самое интересное заключается в том, что порой наши предпочтения принимают очень изощрённый характер.

Вот, например, мой коллега — фанат зомби-тематики с одним большим «НО»: он воспринимает только, так скажем, классических медленных тупых зомби. Быстрые зомби а-ля «Война миров Z» и всякие мутанты уже не канон и полная ерунда. То же самое я замечаю и за собой. Опять же живой пример. На полке магазина стоят две фигурки: Isaac Clarke из Dead Space и Master Chief из Halo. Для обывателя это просто «два космонавта каких-то», но в моих глазах между ними огромная пропасть. На героя Halo я бы даже не посмотрел, а крушителя некроморфов оторвал бы с руками. И таких примеров у меня просто тьма. Почему так происходит?

Я много думал над этим вопросом, сравнивал, проводил аналогии, но к внятному ответу так и не пришёл. Ясно одно: сеттинг — это очень личная субстанция из образов, идей и правил, приготовленная из определённых архетипов и требующая невероятно бережного к себе отношения. Один неверный приём, неуместное допущение, отход от канонов и всё рушится. Известны и обратные случаи, когда сеттинг вытягивает на себе и нестыковки в сюжете и скучноватый геймплей, если речь идёт об игре. Является ли такой игрой Mad Max? Нужно разобраться.

Я не играл в серию Just Cause, которой знаменита Avalanche Studios, выпустившая на днях игровую интерпретацию приключений Безумного Макса. Терпеть не могу тропические пейзажи с вырвиглазными цветами и все эти разборки с наркобаронами, но, судя по всему, разработчики сумели сделать качественный GTA-подобный экшн с открытым миром. А значит, была надежда, что Mad Max не будет тем, чем являются большинство «игр по фильмам»… и «фильмов по играм» тоже.

За первую неделю после релиза я наиграл больше 30 часов и буду играть ещё. Возможно, Безумному Максу повезло, но он очень точно попал по всем моим болевым точкам.

Открытый мир — о да! Термин sand box тут можно смело применять не только в переносном, но и прямом смысле. Как только ты проходишь обучающий эпизод, перед тобой открывается бесшовная скалистая пустыня с извилистыми дорогами, по которым, поднимая облака песка и пыли, мчат напичканные причудливым оружием ржавые гротескные колымаги. Мимо проносятся не менее вычурные лагеря и крепости, кое-как сколоченные на остатках нашей цивилизации. А где-то на горизонте коптит трубами Газтаун…

Гонка на выживание. Обычные гонки в стиле Need for Speed давно мне наскучили, изрядно попортив нервы. Глотком свежего воздуха в своё время стала серия FlatOut, где можно было размозжить соперника или выпустить пар в автобойне на арене. Mad Max пошёл ещё дальше: тарань, гарпунь, дроби, стреляй, жги, взрывай — и всё это на огромных скоростях. Сражения на дороге выглядят просто потрясающе, а физика несмотря на определённые игровые условности гораздо лучше, чем в GTA V.

Коллекционирование и маниакальное стремление к завершённости. Если из-за финального информера «Найдено секретов: 9 из 10» у вас начинает дёргаться глаз и вы можете отложить схватку с боссом только для того, чтобы обшарить ещё один закуток карты, то вы понимаете, о чём я говорю. Повествование в игре обозначено лишь лёгкими штрихами, а весь игровой процесс — это, по сути, зачистка. Если вы не испытываете особого удовольствия от перекрашивания карты в свой цвет и проходите игры на скорость пользуясь одним только автоматом, который вам дали в первой миссии, то Mad Max вам скорее всего быстро наскучит и в конечном итоге разочарует.

2015-09-04_00001
2015-09-05_00001
2015-09-01_00002
2015-09-03_00004
2015-09-27_00001
2015-09-03_00011
2015-09-03_00005
2015-09-05_00007

 

Дело в том, что сюжет игры ничуть не сильнее, чем в последнем фильме, а многие действия вообще лишены какого-либо смысла. Зачем мы раз за разом уничтожаем топливные склады в лагерях, если их сразу же занимают союзники? Каким образом металлолом помогает Максу изучать новые приёмы? Почему оружие нельзя взять с собой в машину? При игре в Mad Max лучше не задавать себе подобных вопросов и принять все игровые условности как данное.

На втором месте рутина — главный бич игр с открытым миром. Пускай не сразу, но все повторяющиеся действия постепенно надоедают. Поначалу кат-сцена с тем, как главный герой наливает воду или ест собачий корм, умиляет, но после нескольких часов игры, вы определённо захотите её отключить. Потом начинают раздражать и рейдеры, которые случайным образом цепляются к вам на дороге, а в конечном итоге и всё остальное.

Почётное третье место я отдаю консольной болезни. Под этим я понимаю целый спектр мелких проблем, присущих именно консольным играм, начиная от своеобразного интерфейса, заканчивая тем, что Макс не может подняться по лестнице, если стоит возле неё не под тем углом.

Ещё бесит то, что разработчики держат игрока за полного дегенерата. Я имею в виду оружие, раскиданное на земле перед локацией с боссом… Секретные проходы, обозначенные стрелками на стенах яркой жёлтой краской… То, что если вы наткнулись на канистру с бензаком, значит, за углом вас ждёт дверь, которую надо этой канистрой взорвать и так далее. В определённом виде это есть и в других играх, но реализовано не так топорно, что ли.

Сначала на все эти недостатки закрываешь глаза. «Это же Безумный Макс!» — говоришь ты себе. Но потом, когда ты приходишь в третью крепость и там тебя заставляют строить абсолютно всё те же самые улучшения, что и в двух предыдущих, из груди вырывается выдох разочарования. «Разработчики, вы серьёзно?!» Столь вульгарный грайнд отбивает интерес даже у такого упёртого козла как я, что уж говорить о менее искушённых геймерах. Думаю, что многие ограничатся тем, что пробегут сюжетку за пару вечеров, а остальные просто забросят игру на половине. И, наверное, поступят правильно. Я бы рекомендовал дождаться выхода DLC и какого-нибудь GOTY Edition. Главное, чтобы дополнения расширили игру вглубь, а не вширь. Сеттинг хорош и атмосфера чувствуется, но добавление новых автомобилей и игровых областей — явно не то, что нужно сейчас игре.