О том, что Mafia 3 будет отличаться от предшествующих игр серии, было понятно задолго до релиза. Другая студия-разработчик, другая историческая эпоха, другой геймплей, нарочитое смакование жестокости и беспрецедентная рекламная кампания. Одних видеороликов сколько было. На моей памяти это абсолютный рекорд, потому что на третьем десятке я сбился со счёта.

Но законы вселенского равновесия не обманешь: чем выше забираешься, тем больнее падать. В итоге широко распиаренную Mafia 3 просто линчевали и залили бетоном сразу после выхода.

Безусловно, на то есть свои причины, но так ли всё плохо?

mafia-3-scr05

Отвечать на этот вопрос я как всегда начну издалека. Отзывы на новую игру, полные ярости и злобы, изрядно меня повеселили. Прежде всего, потому что игроки в который раз наступают на грабли завышенных ожиданий. А, во-вторых, почти все обзоры прямо или косвенно восхваляли вторую часть. Да-да, ту самую вторую «Мафию», на которую в своё время вылили не одно ведро помоев. Вспомнить хотя бы пожар в «Игромании», когда редакция никак не могла разобраться ругать игру или хвалить, в то время как и то, и другое вызывало волны негодования и ругани в комментариях.

Сошлись на том, что игра вышла неоднозначной. Ну, что ж, тем больше удовольствия я от неё получил, когда, наконец, сам поиграл. К моему приятному удивлению, Mafia 2 оказалась не «недоделанным open world-ом» и не «тупой стрелялкой», а захватывающим приключением с классной режиссурой и практически безукоризненной на тот момент графикой. Даже сейчас поездка по заснеженному Эмпайр-Бэй производит впечатление. Разумеется, потенциал игры был раскрыт не полностью, многое было вырезано, но это не умаляет достоинств Mafia 2, как законченного продукта.

mafia-2-scr01

Первая Mafia, вопреки распространённому нынче мнению, не произвела фурора на момент выхода. Критики выставили высокие баллы, но на практике я не заметил, чтобы по этой игре кто-то сходил с ума как по Half-Life или Max Payne. Сейчас мне кажется, что даже Serious Sam и Postal были более обсуждаемы. Да, конечно, кто-то втихаря наслаждался ею и клепал моды в подполье, но по моим субъективным наблюдениям, большинство этих ценителей «качественной драмы» знают о первой «Мафии» только из дедушкиных рассказов.

Нет, я не спорю, Mafia была выдающейся игрой, но люди склонны излишне романтизировать прошлое. Те, кто жалуется на обилие бессмысленной езды во второй и третьей частях, забывают, что в The City of Lost Heaven её было просто огромное количество. Сама игра была достаточно короткая и если б не постоянное «Возвращайтесь к Сальери», то проходилась бы за пару вечеров. Перестрелки тоже не были чем-то выдающимся. Сложность достигалась за счёт того, что враги не обозначались на радаре, плохо отличались от гражданских NPC и при первом прохождении часто заставали врасплох. Заскриптованные враги частенько прибегали сзади или поджидали в мёртвых зонах с дробовиком наготове. К тому же удобную стрельбу из-за укрытий в то время ещё не изобрели и часто приходилось идти в размен здоровьем. Сами миссии по своей задумке не были чем-то гениальным: сначала долгая подготовка в гараже и у оружейника, за которой следует 10-минутная езда из одного конца города в другой, на месте быстро выполняем задачу, устранив пяток противников, а потом так же долго едем назад.

mafia-1-scr01

Я пишу об этом не для того, чтобы очернить доброе имя культовой игры, я просто хочу обратить внимание на то, что недостатки есть у всех, просто воспринималось тогда всё иначе и запомнилось только хорошее. Дай сейчас современным игрокам ту самую «Мафию», пускай даже с улучшенной графикой — заплюют. «Мыльное кинцо», «УГ», «Симулятор скуки»… Если в 2002 году игрок был готов потратить десять минут на обычную езду по городу из пункта А в пункт Б, то сейчас уже нет. Если раньше перестрелка с пятью противниками могла вызвать трудности из-за специфичного управления и несовершенной камеры, то сейчас уже нет.

Игровая индустрия движется вперёд и то, что было интересным/сложным раньше уже не отвечает современным запросам игрока. Общий комфорт игры и средний уровень мастерства геймеров постоянно растут. Хрестоматийный пример с гонками из первой Mafia. Сколько же крови они у меня выпили при первом прохождении! Но потом, когда я через несколько лет проходил игру повторно с того же самого диска, то гонки дались мне честным путём с первой попытки. То же самое с «вертолётиком» в GTA San Andreas. Когда я проходил игру сам, то дошло чуть ли не до истерики, но спустя какое-то время я обнаружил, что ничего сложного в этом для меня уже нет, и я ходил по друзьям, отзываясь на их слёзные просьбы пройти им эту миссию.

mafia-1-scr02

Вот и получается, что вторая Mafia не такая, как первая. Стрельбы и врагов в ней гораздо больше, так как этот аспект стал даваться игрокам значительно легче. Езды стало меньше, так как этим уже никого не удивишь. Драма осталась на прежнем уровне, может, даже стала лучше за счёт большей концентрации событий и живости персонажей. Сейчас уже просто мало кто помнит, пустоватые диалоги оригинала с крупными планами низкополигональных лиц и то, как Лука Бертоне заставлял заниматься всякой скучной ерундой. В то же время Mafia 2 критиковали за скупой open world, в котором кроме сюжета нечего делать и невнятную концовку. На мой взгляд, именно в этом и кроется ответ на вопрос, почему Mafia 3 стала такой, какой мы её увидели.

Вы просили насыщенный open world? Вот вам город с кучей квестов и собиралок. Вы хотели узнать, что стало с Вито и Джо? Вот, получайте.

Но, если же говорить лично обо мне, то I never asked for this.

Дитя эпохи

mafia-3-art

Разработчики пошли на поводу у неразборчивых геймеров, которым, что ассасины, что мафиози — разницы нет. Им нужен красивый заповедник, в рамках которого они могут собирать белые иконки и ликвидировать красные. Так что нет ничего удивительного в том, что серия Mafia наглядно демонстрирует тенденции развития игровой индустрии. Третья часть это дитя своей эпохи. Она стала такой, следуя требованиям рынка, то есть ожиданиям самих игроков. С каким бы говном её ни смешивали в отзывах, продаётся она успешнее не только своих предшественниц, но и вообще лучше всех игр издательства 2K Games, а это на секундочку и Bioshock, и Borderlands, и XCOM, и Sid Meier’s Civilization.

Более того, я почти уверен, что и негатива бы такого не было, если б не баги ПК-версии. Я прошёл игру на PS4, поэтому технических проблем почти не встречал. Ну да, отражения в зеркалах не работали, в двух местах NPC раздвоились, а когда я плыл на катере по реке, то бревно возле берега как-то странно торчало над водой. Но это всё мелочи, о которых после первого же патча никто и не вспомнит. Давайте лучше я поделюсь впечатлением об игре в целом.

Не знаю, почему, но я не хочу ругать Mafia 3. Я изначально не ждал от неё многого. После первого геймплейного трейлера я даже решил, что не буду её покупать. Подсветка оружия, кувыркающиеся машины, толпы врагов — всё это свидетельствовало о чрезмерной казуальности игры. Но потом, буквально перед самым релизом я посмотрел ролик, где главный герой просто ехал на машине по периметру Нью-Бордо. Меня очаровала смена декораций: богатые кварталы постепенно сменялись негритянскими трущобами, а потом постройки и вовсе растворялись в живописной сельской местности. Благодаря высокой степени проработки и правильно подобранной мрачноватой цветовой гамме окружение выглядит просто потрясающе. Добавьте сюда смену погоды и времени суток, а также адекватное поведение автомобилей и всё — GTA 5 с её пластиковыми небоскребами и пустой пустыней лежит на лопатках.

mafia-3-city

Надо признаться, сравнение Mafia 3 с последней GTA не выходило у меня из головы и после того, как я приступил к прохождению. Когда я только сел за руль первого автомобиля и выехал в город, то я позабыл о квесте: хотелось просто неспешно колесить по улицам, соблюдая все ПДД. В GTA у меня такого чувства не было. Там со старта было ощущение, что ты злой солдатик, который попал в кукольный город, и тяга к уничтожению просто разрывала тебя изнутри. Кстати, аналогичные чувства вызывала и Saints Row 4, но там-то вокруг этого чувства всё и строится.

В Mafia 3 всё ощущается иначе. По крайней мере, в начале. Потом, конечно, к этому привыкаешь и уже перестаёшь переживать из-за сбитого пешехода. Где-то во вступлении говорится, что «Нью-Бордо пережил войну 1812 года, гражданскую войну и Бог знает сколько ураганов. Но Линкольн Клей, объявивший в 1968 году войну итальянской мафии, нанёс городу урона больше, чем все эти войны и ураганы вместе взятые». А вот этого уже как раз не чувствуется. По ходу действия игры мы действительно развязываем настоящую войну, но город никак на это не реагирует. На улицах людно, как и в начале игры, никакого усиления полицейских патрулей не замечено. Увы, Нью-Бордо — это чрезвычайно красивые, но статичные декорации, где единственный динамический элемент это вы.

mafia-3-concept-art

К сожалению, это в полной мере относится и к игровому процессу. Коротко опишу его суть. Город разделён на 9 районов. В каждом районе есть пара криминальных бизнесов (наркоторговля, контрабанда, проституция и т.д.), каждый со своим управляющим. Выполняя небольшие задания, мы подрываем деятельность этого бизнеса «выманивая» управляющего, после чего ликвидируем его или заставляем работать на нас. Подчинив все бизнесы, мы выходим на след капо («смотрящего» по району) и расправляемся с ним. После этого мы можем передать район во владение одному из наших союзников и начать всё сначала в следующей области города, пока, наконец, не доберёмся до самой верхушки.

Герой объясняет, что по такой схеме разрушения системы командования «снизу – вверх» они действовали во Вьетнаме, но выглядит это крайне неубедительно: здоровый негр во времена сегрегации в открытую разносит район за районом и никто даже толком не пытается его остановить. И это при том, что полиция с нашим врагом заодно, а наш персонаж даже не пытается шифроваться — всю игру он бегает в армейской рубашке, на которой написано его имя (UPD: с бесплатным обновлением разработчики добавили в игру возможность выбора костюмов).

Короче говоря, Mafia 3 — это театр одного актёра. Нет, видеовставок с разными героями очень много и поставлены они добротно… В них наши враги даже раскрывают свои действительно живые образы и характеры, но просто всё здесь подчиняется главной игровой условности, которую я описал выше. Сколько бы очередной капо ни бесился в роликах, он остаётся статистом, который смиренно ждёт пока вы не соизволите обратиться к значку его квеста на миникарте.

Стандартное содержание сюжетного ролика про капо, после того как вы отняли у него все бизнесы.

Если вы сможете закрыть глаза на эту, самую главную условность, то вполне возможно, что Mafia 3 вам понравится. Остальные условности — это дань современной казуальности. Например, Линкольн Клэй внезапно обладает зрением ассасина — по нажатию специальной кнопки он видит врагов и важные предметы сквозь стены и другие препятствия. Зачем это сделано? Ведь враги и так постоянно что-то кричат, выдавая своё присутствие и намерения. Подкреплению, которое приезжает на помощь бандитам, не хватает только кастрюль с черпаками или оркестра с барабанами, чтобы даже контуженный ветеран Вьетнама их услышал. С другой стороны, этим «зрением» можно и не пользоваться, как и специальными возможностями союзников: заглушить телефоны, прислать машину или братков, сбросить с хвоста полицию и т.д.

Раз уж я затронул боевую систему, то расскажу сразу и о ней. Начну с того, что почти всю игру можно пройти стелсом. Более того, это самый действенный способ прохождения, потому что на высоком уровне сложности Линкольна укладывают буквально с двух выстрелов. Поэтому всегда полезно хотя бы первую половину врагов вырубить незаметно, прежде чем поднимать шум. Другое дело, что уже к середине игры стелс вам наскучит из-за своей лёгкости и однотипности. Пока враги не видят вас, они ведут себя по-идиотски. Даже если противник обнаружил труп, то он не поднимет общую тревогу, а перейдёт в состояние «Поиск». То есть будет ходить на полусогнутых ногах с оружием наготове, пока не наткнётся на вас, но вы можете спокойно уложить его всё так же нажатием одной кнопки. Я считаю, что именно этот элемент вносит дисбаланс и чрезмерно облегчает игру. Одной кнопкой враги должны убиваться только со спины, да и то, только те, которые не знают о вашем присутствии. Враги со статусом «Поиск» по идее готовы к тому, что вы можете на них накинуться, поэтому не должны убиваться так легко в рукопашной. Анимации бесшумного убийства достаточно разнообразны — они зависят от оружия в ваших руках, расположения относительно противника и настроек игры (смертельные/несмертельные добивания) — но все они рано или поздно вам наскучат, так как врагов очень много.

mafia-3-stealth

В перестрелках враги ведут себя лучше: они пытаются окружать и кидают гранаты, если долго сидеть на одном месте. Громилы с ружьями стремятся сократить дистанцию, а снайперы с винтовками, наоборот, стреляют издалека. Дозорные вызывают помощь по телефону, если их не остановить, но почему-то только в тех случаях, когда лично вас увидят, а не как только услышат стрельбу.

Сложности добавляет то, что главный герой не может носить много оружия и патронов. Всего лишь одно короткоствольное и одно длинноствольное оружие. В первой Mafia тоже было ограничение, но там врагов столько не было. Но раздражает не это. Раздражают опять же мелочи. Ну неужели нельзя реализовать отображение оружия и бронежилета на модели персонажа? 2016 год на дворе, а герой убирает автомат куда-то себе в трусы. Это можно было простить Дюку Нюкему в 1998 году, да и то у него ранец был за спиной, а Линкольн всю игру бегает в упомянутой выше армейской рубашке. А как было бы круто, если б он сам на ходу отстёгивал изрешечённый бронежилет и имел возможность убрать раскалённый после перестрелки «Томпсон» в багажник машины. Почему этого пожелания я не увидел ни в одном обзоре?

Но нет, все очень заняты подсчётом FPS и тем, остаются ли гильзы на земле после стрельбы. Да клал я сто куч и на гильзы, и на битое стекло, и на кровавые следы! Кто вообще во время игры на это смотрит? Вы сначала хоть базовый здравый смысл в игре реализуйте!

Кхм, чёрт… обещал же без эмоций… Окей, вдох-выдох, продолжим.

К сожалению, здравый смысл хромает не только когда дело касается мелочей и боевой системы. Сама концепция игры слишком поверхностна. Ей не хватает глубины. Задумка была хороша: игрок строит свою криминальную империю в Нью-Бордо, вырывая кусок за куском из лап главного антагониста. Но реализация сильно подкачала. Процесс усиления влияния главного героя не ощущается: он как был пешкой сходи/узнай/укради/убей в начале игры, так ею до самого конца и остался. Абсурдная ситуация: у нас в руках почти весь город, деньги льются рекой и о чём нас просят наши сообщники? Да всё о том же, о чём и в начале! Создаётся впечатление, что все события в игре это один долгий день и Линкольн делает все свои дела со скоростью света, поэтому никто против него никаких серьёзных действий предпринять не успевает. Да и почему всю чёрную работу от первой до последней миссии мы должны делать сами? Только потому что наш герой чёрный? Единственный проблеск какой-то странной радости, это когда вызываешь на помощь головорезов Вито. Они моментально подкатывают на тачке, оперативно из неё выпрыгивают, размахивая волынами, и под забавное улюлюканье самоотверженно бросаются в гущу перестрелки.

mafia-3-shooting

Вообще всё, что связано с Вито, вызывает некое светлое чувство, но в то же время умом ты понимаешь, что это чистейшей воды фансервис. История Mafia 2 была правильно и умело закончена, поэтому я насторожился, когда в первом же трейлере Mafia 3 показался Вито. Я не ошибся. Старые персонажи, как я и предполагал, пришиты сюда белыми нитками. Разработчики пошли на поводу у поколения дебилов, воспитанных на сериалах, которые пять лет насиловали всем мозги вопросами: «а што стала с джо??», «а што стала с вита??», «абяснити чем закончилас игра!». Такие вопросы я могу объяснить только тем, что эти люди вообще не смотрели ни одного хорошего фильма. Ведь это исключительно сериальная манера: если не показали, как героя четвертуют, потом сжигают, а пеплом стреляют из пушки, то наверняка в начале следующего сезона он как ни в чём ни бывало окажется живой, потому что вылечился/воскрес/на самом деле погиб его брат-близнец/вся эта сцена с его убийством просто кому-то приснилась.

mafia-3-berk

«Откуда тачка, Берк?» Этот харизматичный ирландец, может, и не дотягивает до Тревора по уровню безумства, но я уверен, что он всё равно многим запомнится.

В Mafia 3 концовок несколько. И как бы её сейчас ни ругали, через 5 лет снова найдутся бакланы, которые будут спрашивать, что стало с Линкольном Клэем, ностальгировать и ставить третью часть «Мафии» в пример четвёртой, в концовке которой выяснится, что Линкольн это отец Сиджея.

Внимательный читатель заметит, что в начале этой статьи я написал о том, что не хочу ругать Mafia 3, но по сути только этим и занимался. Дело в том, что процесс написания статьи растянулся у меня на месяц и ощущения, которые были достаточно острыми сразу после прохождения игры, сейчас уже немного притупились. Начинаешь больше анализировать, где и что недокрутили разработчики.

Но сердце помнит. Помнит лихую завязку и суператмосферные миссии по устранению капо, помнит трогательные монологи отца Джеймса и шикарный саундтрек, помнит, наконец, Луизиану конца 1960-х годов — про этот яркий период у нас вообще-то игр и не было толком.

mafia-3-police

А что касается однообразия… Да чёрт возьми, я вычистил всю пустыню в «Безумном Максе», что вы вообще знаете об однообразии? По сравнению с творением Avalanche Studios, Mafia 3 — это просто бусы из ушей! Почему из ушей? Потому что человеческие уши очень разнообразны по своей форме и вроде бы даже не повторяются.

В GTA 5, например, тоже было навалом этого однообразия. Вспомните мусоровоз или угон автомобилей для того скользкого типа в трениках. Что это вообще за миссия такая «угон»? Угнать случайную тачку, приехать на ней к нужной тачке, пересесть в нужную тачку, приехать на ней обратно. Это вообще что? Давно бы пора уже рассмотреть законопроект о противоправности таких халтурных заданий в играх.

Так вот, о чём это я… Однообразность действий в Mafia 3 компенсируется разнообразностью локаций. Вы побываете в нескольких десятках интересных мест: и в пентхаусах, и в богом забытых халупах на болотах с аллигаторами, и в канализации, и в порту — я просто не хочу раскрывать наиболее интересные и неожиданные места, которые даже без всяких квестов и врагов поражают своей задумкой и проработкой. Художникам и моделлерам, создававшим Нью-Бордо во всём его прелестном многообразии, хочется поставить памятник. Это поистине титанический труд, который был выполнен с любовью и рискует остаться недооценённым из-за повышенного внимания ко всякой растиражированной ерунде.

Некоторые приятные мелочи в Mafia 3 всё же есть. Как правило, они сиюминутные и декоративные, но нужное настроение создают и не позволяют назвать игру халтурой.

Некоторые приятные мелочи в Mafia 3 всё же есть. Как правило, они сиюминутные и декоративные, но нужное настроение создают и не позволяют назвать игру халтурой.

Геймплей — это конечно не ерунда, но если принять игровые условности как данное, смириться с тем, что ты не мафиозный босс, а местный Рэмбо, то игра вполне может увлечь и принести немало приятных запоминающихся впечатлений. Я думаю, что это тот случай, когда всё зависит от настроя на игру. Лично я многого не ждал и был готов к полному разочарованию, поэтому по многим аспектам оказался приятно удивлён. Ну, а тот, кто начитался кислотных комментариев и обзоров в стиле «ета уже не мафия((((( 0 из 10» и настроил себя на соответствующую негативную волну, тот недостатки прежде всего и увидит.

Надеюсь, моё мнение окажется для кого-то полезным. В любом случае, рекомендую попробовать поиграть, и уже самостоятельно для себя решить, нравится вам Mafia 3 или нет, а не идти на поводу у маятника общественного мнения, который всё чаще фиксируется в непримиримо радикальных позициях относительно чего бы то ни было.