Вот на престижные кинофестивали съезжаются все сливки киноиндустрии. Казалось бы, интеллигентные и воспитанные люди. Но тогда почему мы постоянно слышим о том, что очередной фильм освистали? Особенно удивительно, когда речь идёт об авторских фильмах, как, например, «мама!» Даррена Аронофски.

Для меня это странно по двум причинам. Во-первых, ничего суперскандального в фильме нет. Во-вторых, в кинофестивальных залах сидят ведь не случайные зеваки, завлечённые на сеанс рекламой, а подготовленные люди, наверняка повидавшие в своей жизни всякое…

Да и что вообще может значить этот свист? Кино, как и любой другой вид искусства, прекрасно в своём многообразии, а у таких значимых авторов, как Аронофски, вообще должен быть карт-бланш на любое высказывание.

Обычных зрителей я ещё могу понять: тут как всегда виновато неправильное позиционирование фильма как «ужасы/триллер». Из-за этого «маме» пришлось играть на одном поле с более привлекательным для широкого зрителя «Оно». А тот, кто всё же пошёл на фильм Аронофски, оказался разочарован, потому что вместо ужасов получил непростую, можно даже сказать арт-хаусную, притчу.

Ну что ж, пустой кинозал нисколько меня не смутил, и фильм мне очень понравился. И, тем не менее, я не могу согласиться с тем, что он настолько сложен, непонятен и безумен, как о нём говорят. Часто можно услышать о том, что в ленте скрыты миллионы разных смыслов и намёков, но, на мой взгляд, это большое преувеличение.

Есть фильмы куда безумнее, есть фильмы куда сложнее и умнее. Хотя, возможно, всё дело во мне, насмотревшемся всякого сюрреализма. Так или иначе, сюжет «мамы» оказался для меня предельно простым и понятным: концовка показана самим Аронофски в первых кадрах (спорное решение, но я могу его понять), и всё, что остаётся внимательному зрителю, это достроить мостик, который к ней приведёт.

О том, что всё происходящее носит иносказательный или ирреальный характер, тоже, в общем-то, понятно сразу: у персонажей нет имён, их поступки кажутся странными, а речь очень символична и двусмысленна.

Сначала всё это нагнетает приличный уровень напряжения и дискомфорта. Благодаря крупных планам и фирменной манере съёмки «из-за плеча», ты быстро синхронизируешься с главной героиней, перекладывая все её страхи и тревоги на себя. Фильм Аронофски стоит посмотреть хотя бы ради вот этого чувства тотального неуюта, присущего первой половине. Это просто настоящий ад интроверта.

Я вам гарантирую, по части доставления неприятностей эта парочка в разы хуже, чем немцы в «Дюнкерке».

В свою очередь, вторая половина фильма совершенно теряет и без того хрупкую связь с реальностью, а потому, несмотря на весь происходящий треш, смотрится гораздо спокойнее. Получается такая любопытная фантасмагория, сюжет которой тебе давно известен — местами даже становится смешно и кажется, что всё это стёб.

Именно вот это явное разделение фильма на две части, в котором к тому же первая половина очевидно перевешивает вторую по уровню эмоционального воздействия на зрителя, я бы назвал главным недостатком этого фильма.

В остальном кино получилось отличным. На мой взгляд, «мама!» — это самый мизантропический фильм со времён «Головы-ластика». Вот прямо гимн мизантропии! Высказывание получилось категоричным, а потому весьма провокационным. Есть ли в нём что-то новое помимо формы? Не думаю, но звучит убедительно, а выглядит впечатляюще.