Наконец-то у меня появился кандидат, за которого можно поболеть на церемонии «Оскар». По крайней мере, в номинации «Лучший фильм».

«Манчестер у моря» Кеннета Лонергана — это социальная драма о простых людях в непростых жизненных обстоятельствах. И это не связано с какими-либо катастрофами, войнами или разгулом преступности. Мы просто наблюдаем за обитателями тихого промозглого городка, которые живут в состоянии перманентной меланхолии, чем очень напоминают белорусов. Безработица, алкоголизм, разводы, тем временем кто-то родился, а кто-то тихонько умер. И всё это подаётся не как великая трагедия со слезоточивым надломом, а просто как часть нашей повседневности. Поэтому, хоть фильм и американский, снят он скорее в европейской манере.

Общим настроением и стилем съёмки «Манчестер у моря» напомнил мне «Конец тура» и «Громче, чем бомбы». Но в отличие от последнего, например, он не пытается искусственно строить из себя артхаус при помощи скучных академических приёмов, когда нам по минуте показывают крупные планы апатичного лица или то, как герой смотрит на себя в зеркало.

Фильм Лонергана сохраняет неторопливый темп, но при этом гораздо дружелюбнее к зрителю, а потому и вызывает взаимные чувства. Несмотря на обыденность происходящего в кадре, два часа экранного времени пролетают незаметно.

У «Манчестера» превосходный саундтрек, а ещё он невероятно красив. Уют зимней американской глубинки межуется с очарованием спокойного серого моря, которое хладнокровно глядит на страдания людей и заставляет их думать о вечном. Благодаря красоте окружения, кино сохраняет светлый и даже жизнеутверждающий настрой.

Жалко, что у нас нету моря.