Заметил, что мне бывает трудно проникнуться фильмами, проблематика которых очень от меня далека. И хотя я вырос в 90-е, когда лозунги борьбы с наркотиками и СПИД-ом звучали из каждого утюга, а в подъездах и закоулках постоянно валялись шприцы, тема наркомании со всеми её атрибутами так и осталась для меня чем-то абсолютно чужеродным. Прямо как Star Trek.

Соответственно, шутки и комедии про наркоманов никогда не казались мне смешными, а драмы и документалки не вызывали никакого сочувствия. Так же и первый Trainspotting, известный у нас как «На игле», лично меня особо не зацепил. Почему-то мне казалось, что фильмы снятые в 90-е про 90-е все были такими или почти такими.

Накануне выхода сиквела я пересмотрел оригинал и немного поменял своё мнение. Хотя тема наркотиков так и осталась для меня чужой, сейчас я могу уверенно утверждать, что Trainspotting это оригинальное, на 100% британское кино, и в целом мне понятно, почему оно стало культовым.

А ещё я вот что заметил. Человечество очень любит посыпать голову пеплом и отчего-то СТРАДАТЬ. Если первоначальное «потерянное» поколение между двумя мировыми войнами страдало по вполне понятным причинам, то чем дальше двигалась культура, тем изощрённее становились причины «потерянности» поколений. И вот в конечном итоге мы пришли к какой-то сытой экзистенциальной тоске и социально обеспеченному сладострастному разложению. Смотрю я на всё это и прямо вижу пьяных и обдолбанных древних римлян, валяющихся на ступенях храмов и форумов во времена упадка Империи. Вот он пик пирамиды Маслоу!

T2-Trainspotting-03

Вот так же и персонажи фильма Trainspotting прожигают жизнь в ложке с героином без каких-либо на то причин. Можно, конечно, назвать их бунтарями против общества потребления (и это за 4 года до фильма «Бойцовский клуб»), но по факту нигде кроме известного монолога «выбери жизнь» это не проявляется. Они сидят на игле, просто потому что хотят.

В конечном итоге первый фильм получился сборником рассказов про жизнь наркоманов. Были рассказы грустные, были смешные, были страшные, но все они были честные и бескомпромиссные. А потому заслуживали внимания.

T2: Trainspotting

Вторая часть Trainspotting хоть и сохранила фирменную манеру подачи истории (рваный монтаж, виртуозная операторская работа, классное музыкальное сопровождение), но лишилась главной, на мой взгляд, особенности — той самой бескомпромиссности, которая обеспечила культовость первого фильма.

Тут больше не умирают младенцы и никто не забрызгивает обеденный стол говном. Даже наркотики теперь уже не выглядят как что-то разрушительное, да и вообще хоть сколько-то значимое: ну, ширнулись и пошли дальше.

Новая история влилась в тренды современного кинематографа и старается полностью соответствовать ожиданиям зрителя. Мы сопереживаем персонажам и хотим, чтобы с кем-то всё было хорошо, а кто-то получил по заслугам — и все наши желания тотчас же сбываются на экране.

Я не утверждаю, хорошо это или плохо. Просто теперь это так. Не исключено, что это умышленный ход авторов, чтобы ещё раз подчеркнуть, как безумие молодости сменяется конформизмом зрелости. Наглядный пример то, как Рентон выбирает чистый унитаз, что одновременно является отсылкой к знаменитому эпизоду из первого фильма.

Мне кажется, T2 очень понравится фанатам оригинала, потому что он сделан с большой любовью к канонам, но лично у меня по причинам, названным выше, осталось немного переслащённое послевкусие…

В то же время критиковать новый фильм бессмысленно. Зачем отворачиваться от приятного летнего ветерка ностальгии? Ведь гораздо приятнее подловить момент, вдохнуть полной грудью и почувствовать его нежное тепло, разбегающееся по сосудам.

Даа… Торчи от чего-то большего…