Я не очень-то люблю вестерны, но люблю хорошие драмы. К счастью, одно другому не мешает. Более того, современные вестерны, как правило, не подчиняются старым законам жанра, а стараются предлагать новые решения и идеи, пускай порой лишь косметические.

Классические вестерны тоже время от времени выходят. Сходу вспоминаются «Строго на запад» (2015) и «Великолепная семёрка» (2016). Оба получились крепкими, но одноразовыми середняками, поэтому я даже писать про них после просмотра не стал.

А вот фильмы, о которых я собираюсь рассказать сейчас, сочетают в себе различные жанры, а потому и выглядят более свежо и любопытно.

Любой ценой (2016)

Hell or High Water

Техас… Ковбой пересел с лошади на пикап, в его кармане мобильный телефон и он больше не охотится на индейцев. В остальном за последние 100-150 лет здесь мало что поменялось: всё такая же выжженная земля, пыльные дороги и разваленные лачуги, в которых прячутся от зноя угрюмые местные жители, грязные и блестящие от алкогольного пота.

Молодёжь, да и все небезразличные к своей судьбе люди массово переезжают в города и более благополучные места. Остальные влекут жалкое существование, накапливая долги, чем с удовольствием пользуются местные банки.

Будучи прижатыми к стенке долгами матери, два брата придумывают отчаянный план из серии ограблений. Противостоят им два рейнджера старой закалки.

Получилась предельно простая, но не лишённая смысла история, которая смотрится на одном дыхании. Сюжет и образы персонажей вроде бы типовые для кино этого жанра, но при этом они не скатываются в клише. Смотришь и думаешь: «ну, вот сейчас этот парень ляпнет какую-нибудь банальность». Но нет. Режиссёр очень умело обходит все мели из штампов, придерживаясь при этом классического курса и сохраняя приличную скорость. В этом главная ценность и парадокс фильма: всё понятно и знакомо, но при этом интересно и ново.

Нельзя не отметить классные атмосферные пейзажи, крутой саундтрек и великолепную игру актёров. Хоть, Джефф Бриджес и показался мне староватым для своей роли, справился он с ней всё же отлично.

Ветреная река (2017)

Wind River

С жаркого юга мы перемещаемся на ледяной север. Вообще Вайоминг не такой уже и ледяной — в более северной Монтане у меня за один день на солнце сгорело лицо. Просто действие фильма «Ветреная река» происходит зимой, к тому же в горных районах. Но важна здесь вовсе не температура, а то, что места здесь, как и в Техасе, довольно дикие. Плотность населения чуть больше двух человек на квадратный километр. Напомню, что в нашей недонаселённой стране — более 45.

Как всегда бывает в диких местах, местные обитатели довольно суровые люди. А если это ещё и территория индейской резервации, то можно сказать, что очень суровые.

Так вот все эти очень суровые люди и Джереми Реннер со своей комедийной внешностью, которая не даёт ему вписаться ни в одну драматическую роль (см. «Прибытие»), помогают молодой и симпатичной агентке ФБР расследовать загадочную смерть местной девушки.

Если говорить о жанре, то «Ветреная река» это прежде всего детектив, но по меркам детектива он слишком прямолинеен. По меркам триллера или криминальной драмы слишком спокоен, хоть и довольно жесток местами. А вот для вестерна всё в самый раз. Пояснять не буду, так как в этом лучше всего убедиться самостоятельно.

Все отзывы и рецензии хвалят живописные заснеженные пейзажи, но лично я их практически не заметил, хотя очень ждал. Типовой кадр фильма это главные герои на фоне зимнего леса или жалких жилищ, в которых живут коренные американцы. Впрочем, это не значит, что атмосфера недружелюбного штата передана плохо. Совсем нет, и «Любой ценой» и «Ветреная река» одинаково в этом хороши.

Вообще два фильма словно братья-близнецы с разной цветовой палитрой. Только если первый более захватывающий и приключенческий, то второй скорее тяготеет к мизантропической меланхолии. Как бы то ни было, каждый из них стоит затраченного времени.