Новый «Призрак в доспехах» оставляет смешанные чувства. Моё отношение к происходящему на экране постоянно менялось по мере того, как красивые и захватывающие эпизоды сменялись унылой банальщиной, которую мы сто раз уже видели и слышали в других фильмах схожей направленности.

Заблаговременный просмотр оригинального одноимённого аниме 1995 года скорее помешал мне в понимании новой картины, нежели помог. Несмотря на то, что общая композиция сохранена, а некоторые сцены, так и вовсе пересняты точь-в-точь, на выходе мы получили два абсолютно разных фильма, как по жанру, так и по смысловому наполнению.

Японский «Призрак в доспехах» — это футуристический нуар-детектив, где много созерцания и философских рефлексий о природе человеческой и искусственной личности. Диалоги не просты для понимания, так как персонажи могут сходу выдать мини-эссе из глубокомысленных рассуждений и риторических вопросов. Многие идеи вообще не озвучиваются, а подаются через визуальные образы и детали окружения. Этого, кстати, очень не хватает американской адаптации, которая выглядит как обычное комиксовое кино…

Ghost-in-the-shell-00

Ну ладно, хорошее комиксовое кино…

Вроде бы в этом нет ничего страшного, ведь первоисточником истории о майоре Кусанаги была манга (которую, кстати, вроде как собираются переиздать в России). К сожалению, с ней я не знаком, поэтому отталкиваюсь только от того, что видел.

А увидел я на премьере банальный боевик-приключение про злую корпорацию, добрых партизан-подпольщиков и запутавшегося главного героя. Особенной эту историю делает прежде всего сам антураж киберпанка. Если вам нравится вид неосредневековых гетто, из которых торчат высокие небоскрёбы, облепленные неоновой рекламой, а также вся эта тема с проводами из затылка, то фильм пропускать нельзя. Хотя бы с визуальной точки зрения, он внимания заслуживает.

Ghost-in-the-shell-01

Вот только лично мне не понравилось, что киберпанк в фильме недостаточно «панк». То есть не совсем «грязный» и живой. Он похож не на «Бегущего по лезвию», в реальность которого веришь с первых кадров, а на «Облачный атлас», с которым у меня связаны какие-то отталкивающие воспоминания. То есть атрибуты сеттинга формально вроде бы как соблюдены, но всё какое-то стерильное: не хватает деталей и бытовой живости декораций. Хотя в некоторых местах намёки на это всё же прослеживаются.

Ghost-in-the-shell-02

Главной проблемой нового «Призрака в доспехах» я бы назвал даже не упрощение смысловой составляющей, которая, безусловно, имеет место, а всеобщую вторичность. И даже не по отношению к аниме, а вообще. Каждая сцена или режиссёрский приём кажутся виденными ранее или, по крайней мере, знакомыми по другим фильмам: «Бегущий по лезвию», «Облачный атлас», «Я, робот», «Матрица», «Робокоп», «12 обезьян», «Тёмный рыцарь», «Эквилибриум», «Пандорум» и другие. Я уже молчу про неизменное выражение лица Скарлетт Йоханссон.

Ghost-in-the-shell-03

Тобі пізда

От пафоса и прямолинейного морализаторства порой вянут уши, но даже не смотря на всё это, американская адаптация «Призрака в доспехах» оставляет умеренно положительные впечатления. Картинка красивая, саундтрек неплохой, события последовательны и понятны. Остальное зависит от вашего личного восприятия и настроения.

Главный совет: даже если вы не фанат аниме, но любите интеллектуальное кино, посмотрите японский оригинал 1995 года. В нём даже есть что-то от Рефна. Хотя правильнее сказать, что это у Рефна есть что-то от «Призрака в доспехах», как и у Вачовски, и у многих, кто был «после». Просто мы об этом не знаем.

Ghost-in-the-shell-04