Наконец-то добрался до малого зала «Ракеты», где в рамках проекта Cinemascope крутят авторское кино и классику. Вчера показывали немецкую сатирическую комедию «Самокритика буржуазного пса».

У меня мало опыта в просмотре и оценке подобных фильмов, потому что мой интерес к ним пока что только зарождается. На самом деле мне всегда было жалко времени на просмотр всякого сомнительного андеграунда, учитывая сколько значимых картин остаётся за бортом. Я уже молчу про всё то, что успели наснимать до моего рождения.

И тем не менее душа иногда просит чего-то оригинального. Так, например, я однажды посмотрел китайский фильм 1987 года «Смерть манекенщицы» и стал одним из первых, кто выставил ему оценку на Кинопоиске. Довольно забавно.

При просмотре такого кино меня всегда волнует мысль: мог ли хоть кто-то из съёмочной группы вообразить, что через 30 лет некий загадочный человек на другом конце земного шара включит телевизор и будет смотреть то, что они наснимали. Такие мысли завораживают. Хочется отправить режиссёру телеграмму с текстом «Я посмотрел твой фильм. Я существую. Вылезай из петли и поставь табуретку на место».

С «Самокритикой», конечно, ситуация немного другая — картина всё-таки новая, а автор молодой хипстер. И всё же лента слишком специфична, чтобы привлечь широкую аудиторию. Забавная игра непрофессиональных актёров при весьма претенциозной операторской работе наводит на мысли о дипломной работе выпускника киноакадемии, который к тому же послушал курс политологии.

Основной темой ленты является высмеивание «левой» интеллигенции, которая грезит коммунизмом и радеет о пролетариате, но при этом очень поверхностно с этим самым пролетариатом знакома. Меня это очень удивило, потому что «левые» идеи тут представлены на уровне столетней давности. Я, конечно, мало что знаю об интересах современной немецкой молодёжи, но мне кажется, что вопросы, поднимаемые автором, давно сняты с реальной политической повестки, а «левое» движение давно позабыло заветы Ильича и больше не поёт «Интернационал», образно выражаясь. Ну да ладно, вполне можно допустить, что недостроенный немецкий коммунизм оставил какие-то слабые ростки, преющие в люмпенской среде.

Носители этих ростков показаны в фильме на примере отдельных карикатурных персонажей, чьи слова и поступки носят подчёркнуто утрированный характер, тем самым раскрывают различные политические идеи (скорее даже лозунги) на бытовых примерах. Так что «Самокритику» довольно интересно смотреть хотя бы как сборник фельетонов.

В общем, получилась неровная, но и не скучная, а местами даже смешная история о строителях коммунизма – неудачниках. Вот только неясно, зачем она нужна, ведь в учебниках по истории одна такая уже есть.