В обиходе часто можно услышать то, что игры нынче «не те». Вот раньше делали с душой, а сейчас гонят одну коммерцию. Отчасти с этим можно согласиться, но всё же основная причина таких рассуждений кроется в нашем искажённом восприятии. Да-да неизлечимая болезнь «раньше было лучше». На самом деле отличные атмосферные игры всё ещё появляются, просто их сложнее найти среди громких тайтлов, особенно если не слишком пристально следишь за новостями из мира геймдева.

Сегодня я расскажу вам о научно-фантастическом психологическом триллере от первого лица под названием SOMA. Это тот случай, когда я со стопроцентной уверенностью могу заявить: лучше ЭТОГО раньше не было. В доказательство тому — небольшая ретроспектива.

Создатели SOMA — шведы из Frictional Games — за последние 10 лет прошли впечатляющий путь от энтузиастов до мастеров жанра. Их первый же проект Penumbra быстро стал трилогией и если не бестселлером, то уж точно вехой среди приключенческих страшилок. Только на моей памяти, её трижды переиздавали на русском языке. Действие происходит в Гренландии, в заброшенном подземном комплексе, где по классике жанра творится какая-то чертовщина на грани реальности и ночного кошмара. Пенумбра запомнилась гнетущей атмосферой одиночества в тёмном замкнутом пространстве и отличной физикой. Каждый предмет в игре можно взять в руки, покрутить с разных сторон и куда-нибудь зашвырнуть. Ну, или поставить на место. Эти возможности сохранились и во всех последующих играх от Frictional Games, став своеобразной отличительной фишкой разработчиков.

Penumbra_Collection

Образ полярника, столкнувшегося с психоделом, никогда не устареет.

Вторая отличительная черта почерка шведов в том, что противники встречаются достаточно редко и служат для подогревания беспокойства у игрока в процессе разгадывания загадок разной степени сложности. Попросту говоря, не дают заскучать. Вступать с ними в схватку имело смысл только в самой первой части Penumbra, да и то не со всеми. Впоследствии разработчики решили сделать игрока совсем уже беспомощным перед лицом опасности, и это тоже стало частью фирменного геймплея, который заиграл во всей красе в следующем проекте Amnesia: The Dark Descent.

Главный герой просыпается в беспамятстве на холодном полу мрачного опустевшего замка. В сравнении с протагонистом Пенумбры он уязвим не только физически, но и морально. Тёмные коридоры, происки полтергейста и уж тем более появление монстров сводят несчастного с ума. Он начинает задыхаться, в глазах темнеет, а ноги подкашиваются. Всё, что можно противопоставить врагам — это скрытность и скорость.

Amnesia

Сейчас Amnesia, как и Penumbra, вряд ли способны всерьёз напугать: однотипные текстуры навевают скорее скуку, нежели страх, но я хорошо помню то чувство погружения в игру, когда каждая зажжённая свечка или лампа воспринимались как маленькая победа.

О том, что SOMA — это must have, я понял, едва взглянув на скриншоты. От нового сеттинга веет мрачной морской сыростью первого Bioshock, но при этом он не выглядит вторичным. Дежавю имеет место и в самой игре, но оно играет только на руку.

Когда ты в роли главного героя просыпаешься у себя дома в солнечном Торонто, то не совсем понимаешь, при чём тут все эти ужасы на дне океана. Может быть, это всемирный заговор и на самом деле никаких кошмаров в этой игре нет? Вот сейчас я приму душ, почищу зубы и поеду на работу в свой магазин комиксов… Ну, пожалуйста, разработчики, почему в этот прекрасный день должно случиться что-то плохое? Видя, как всё хорошо, ты цепляешься за это ускользающее чувство безопасности, прекрасно понимая, что перед тобой первый и последний жизнерадостный момент на ближайшие 10-20 часов игры.

soma_scr

Как и в предыдущих играх от Frictional Games, события разворачиваются где-то на стыке реальности и кошмара, но теперь сюда добавился ещё и Sci-fi. Что это, будущее или плод воображения повреждённого мозга? Происходящее, как обычно, вызывает много вопросов и даёт мало ответов, но сама история, как и методы её подачи, вышла на новый уровень.

Олдскульная бюджетная схема повествования через обрывки всякой писанины значительно улучшена. Во-первых, все дневники профессионально озвучены и их прослушивание не отрывает от игрового процесса. Во-вторых, все основные и дополнительные источники информации о сюжете органично вписаны в окружение. Всё выглядит естественно, а не так как будто тут за 20 минут до тебя прошёл гейм-дизайнер и аккуратно разложил все эти письма. В-третьих, само окружение и дизайн локаций содержат множество «пасхалок» и атмосферных элементов. Внимательные и неторопливые игроки получат от SOMA особое удовольствие.

soma_scrn

Действия происходят не только в антропогенной среде, но и в открытом океане.

Отсутствие интерфейса и кат-сцен также способствует погружению в игру. Весь путь от начала и до конца мы видим глазами главного героя, полностью отождествляя себя с ним. Всё происходит в режиме реального времени, без каких-либо перескоков. Если б не чёрный экран загрузки между крупными локациями, то от игры невозможно было бы оторваться — настолько сильна связь игрока и персонажа. Дошло до того, что мне было неприятно выключать консоль, оставляя своего альтер эго в этом неуютном мире тревоги и отчаяния. Так что игру я проглотил в два присеста за выходные.

После прохождения я чувствовал себя уставшим и опустошённым. Дело в том, что игра хоть и не особо страшная, но держит в постоянном нервном напряжении. Действительно пугающие моменты встречаются очень редко, чаще игра просто бодрит классическими приёмами, типа внезапного обрушения конструкций или хлопанья дверей. Ну, а к тому, что при входе в светлый коридор свет резко гаснет, а тёмный — так же внезапно загорается, вы привыкните очень быстро. Остальные 70% времени SOMA просто медленно давит своей депрессивной атмосферой. Как и во всех подобных играх, всё зависит от восприимчивости игрока. Если вы сами захотите проникнуться духом происходящего, то игра оставит незабываемые впечатления.

soma_art

Мой вердикт: SOMA — депрессивный, но увлекательный триллер с качественной историей полной мрачных тайн и философских смыслов. Однозначно рекомендую любителям игр с мощной атмосферой. Если вы прошли игру и вам понравилось, то рекомендую также обратить внимание на Stasis, о котором я писал в прошлом году.