Я недолюбливаю онлайн игры. Какими бы качественными они ни были, вся их суть рано или поздно сводится к повторению одних и тех же действий. Сложность этих действий зависит от самой игры, но на самом деле каждую из них можно представить в виде однорукого бандита, за ручку которого ты неустанно дёргаешь в попытке получить положительный результат либо сразу (сессионки), либо по завершении определённого количества попыток (MMO).

Мне вспоминается эпоха компьютерных клубов, когда я не раз становился свидетелем, да и чего греха таить, участником эталонного задротства. Counter-Strike, главный хит того времени, насчитывала десятки карт, но все почему-то играли на одних и тех же. Более того, существовали устные ограничения: «заложей не трогать», «по аналу не бегать», «ходить только на B» и т. д. И каждый игрок из раунда в раунд повторял одни те же доведённые до автоматизма действия с надеждой, что именно сейчас именно он станет на долю секунды быстрее, точнее и выйдет из боя победителем. Для чего? Только для того чтобы в следующем матче повторить то же самое. Такая же ситуация и с «Дотой»: все играли одними и теми же героями, собирали одни и те же сеты, бежали на одни и те же направления.

К счастью, мне всё это очень быстро наскучило и я не потратил много времени. Да и вообще в клубах я предпочитал немного другие игры. Если отбросить стратегии, для меня не было большего счастья, чем уломать друзей сыграть в Battlefield 1942. С одной стороны, это тоже была сессионная онлайн игра. Но с другой, «батла» поражала огромным размером локаций, масштабом боёв и неповторимой спонтанностью игровых ситуаций. В кои-то веки нам дали настоящую боевую арену, а не какой-нибудь жалкий переулок или домик. Пускай с обеих сторон толпы ботов — для массовки сгодится. Главное, это уникальный игровой опыт и атмосфера сражений. Вот ты бежишь под пулями, наступаешь на вражеский дот, на ходу запрыгиваешь в проезжающий мимо танк, прорываешься на вражеский аэродром, угоняешь самолёт — пускай нереалистично, но такой уровень свободы был просто несравненным. А когда есть ещё и друзья, которые и спину прикроют, и аптечку подкинут, и в роли бортстрелков на бомбардировщике от истребителей отбиться помогут, то это просто экстаз.

battlefield-1942

Позже я играл в Battlefield с разными дополнениями и модами уже на своём компьютере. Правда, опять же с ботами, потому что нормального интернета не было. Примерно в то же время, середина нулевых, вышли первая и вторая часть Star Wars Battlefront. По сути тот же Battlefield, но во вселенной Звёздных войн. Это были отличные игры, хотя и не без недостатков, останавливаться на которых сейчас, наверное, смысла уже нет.

star-wars-battlefront-old

С тех пор тема Звёздных войн как-то затухла, а Battlefield полностью ушёл в тему военного дела современности и ближайшего будущего, что меня совершенно не интересовало. Но всё же, когда года три назад ко мне попала бесплатная копия Battlefield 3 для PC, я решил-таки посмотреть, чем дышит франшиза. К сожалению, этот опыт был для меня ужасен. Это была не игра, а избиение. Я тщетно пытался найти укрытие на маленьких картах, но стоило мне возродиться, как меня сразу же убивали снова. Это было ужасно. Помучался я пару часов и удалил игру.

Новая надежда

Вернуться в жанр меня заставила Star Wars Battlefront. Точнее её бета-версия, которая была доступна всем желающим в октябре 2015. Во-первых, это было возвращение к теме Звёздных войн. Несмотря на раскрученность сеттинга, качественных игр по нему крайне мало. Во-вторых, игра хвасталась превосходной графикой: текстуры, эффекты, физика движений — в визуальном плане не подкопаешься. В-третьих, было попросту любопытно, что вообще могут предложить разработчики в этом жанре на сегодняшний день.

Я оказался в числе немногих, кому понравилась бета. Помимо красивой картинки, понятного привлекательного интерфейса и захватывающего геймплея, в Star Wars Battlefront было главное — атмосфера масштабных сражений во вселенной Звёздных войн. Всё, начиная от гигантских шагоходов AT-AT и заканчивая снегом, налипшем на бластере, проработано с невероятной доскональностью и любовью и, что немаловажно, в полном соответствии с каноном. Ну, и то, что меня убивали не сразу, тоже понравилось, да…

star-wars-battlefront-screenshot

Бесплатная бета-версия была по сути демкой. Там было всего два режима на двух картах и ограниченный набор оружия. С тех пор Battlefront стало принято ругать за малое количество контента. Отчасти с этим можно согласиться. В старых играх были представлены оба ключевых периода саги — Войны клонов и Гражданская война в Империи. В то время как в основу новой игры положены события лишь оригинальной трилогии. Конечно, хотелось бы всего и побольше, но, выбирая между качеством и количеством, я отдам предпочтение первому.

С визуальной точки зрения Star Wars Battlefront выглядит потрясающе: такой красивой графики в играх я давно не видел. Каждый куст, каждая лужа на Эндоре проработаны досконально, а общая картина — это просто произведение искусства. А если мы добавим сюда ещё и боевые действия: огонь, взрывы, повстанцы, мчащиеся на спидер-байках, AT-ST, топчущий пехоту — то челюсть просто отвисает. Первые дни знакомства с игрой не хочется думать о боевых задачах, хочется просто наблюдать за этим действом.

star-wars-battlefront-endor

Благодаря превосходной анимации и спецэффектам, происходящее в точности напоминает фильм. Но этот фильм в каждом бою разный, благодаря тому, что ты режиссёр. Ты можешь сражаться на передовой с шоковым бластером наперевес или снайперить издали, воевать в небе или охотиться на вражескую технику, в зависимости от режима, атаковать вражеские точки или защищать свои. А если повезёт, то можно подобрать специальный жетон и стать самым настоящим героем: душить повстанцев Дартом Вейдером или раздавать head shot-ы Ханом Соло. Есть даже отдельный режим «Герои против злодеев», где главные герои тёмной и светлой стороны сходятся баш на баш, используя свои уникальные навыки и таланты, как в какой-нибудь MOBA.

И тут сразу вспоминается первоклассная озвучка, которая к тому же ситуативна. К примеру, когда Боба Фетт наносит урон Хану Соло, то хладнокровно произносит «У меня послание от Джаббы», а, скрестив мечи с Люком, Дарт Вейдер внушает ему «Оби Ван тебя использовал». Есть и более тонкие отсылки к фильмам, которые даже я не сразу понял. Например, когда Хан Соло погибает в бою (на самом деле он не гибнет, а забавно капитулирует: сначала поднимет безоружные руки в духе «воу-воу, ребята, полегче», а потом уводит их за голову, опускаясь на колени), то восторженный радист штурмовиков сообщает, что «Контрабандист Соло прошёл Кессельский маршрут в последний раз». И на каждое подобное событие есть по три-четыре реплики и даже спустя почти год игры я время от времени слышу новые. К сожалению, солдатских реплик меньше, особенно это режет слух в воздушных боях, где радио не замолкает. От всяких «Ракета на прицеле» и «Они зашли… СЗААААДИ!!!!» у меня уже нервный смех.

star-wars-battlefront-heroes

Огромное количество «пасхалок» спрятано и на картах. Например, на Татуине можно найти песчаного монстра, проглотившего Бобу Фетта, а на Звезде Смерти есть утилизационная камера, где чуть не погибли Люк, Лея и Хан. Есть даже отдельный трофей «Неплохо для комка шерсти» (названиями трофеев, кстати, тоже служат фразы из фильмов), суть которого получить камнем по голове от эвока на Эндоре. По всем этим мелочам видно, что разработкой игры занимались фанаты Звёздных войн, поэтому и результат, на мой взгляд, получился, похвальный.

Да, контента могло бы быть больше. Да, сама игра могла бы стоить и дешевле. Но я сужу по тому, что есть, и понимаю, что это одна из лучших, если не лучшая игра по мотивам Звёздных войн. Знающие люди сейчас тут же припомнят мне Knights of the Old Republic. Не спорю, она была хороша, но всё же, когда мы говорим о Звёздных войнах, первое, что приходит на ум, это масштабные сражения на планетах и в космосе, это X-wing-и, штурмующие Звезду Смерти, это огромные шагоходы, которые валятся в снег, опутанные тросами Snowspeeder-ов, это знакомые с детства персонажи и места. «Рыцари Старой Республики» всё-таки о другом, как сюжетно, так и геймплейно.

Недостатки у Star Wars Battlefront, конечно, тоже есть. Но они главным образом продиктованы самим жанром сетевого шутера. Всё очень банально. Бесят глупые союзники и везучие враги; бесит, когда убивают сразу после респауна; бесит, когда выхватывают нужный жетон из-под носа и так далее. Но есть куда более серьёзные поводы для огорчения.  Они связаны с дополнениями, и об этом чуть дальше.

Впечатления от дополнений. Стоит ли покупать Season Pass?

То, что разработчики продолжают поддерживать игру длительное время после выхода, достойно похвалы. Изначально было заявлено о четырёх крупных дополнениях, которые выйдут в течение 2016 года. Все они включены в Season Pass, но их также можно приобрести и по отдельности.

Помимо крупных дополнений время от времени DICE выпускают патчи и небольшие бесплатные обновления с новыми картами, контрактами на новое оружие или, по крайней мере, с адаптацией старых локаций под существующие режимы, тем самым внося разнообразие в ротацию. Наряду с этим периодически проводятся акции, когда в боях можно получить в два раза больше кредитов или открыть доступ к новому контенту общими усилиями.

Новое оружие нужно не просто покупать за кредиты. Сначала вы приобретаете контракт у Джаббы, а потом должны выполнить определённый набор заданий.

Новое оружие нужно не просто покупать за кредиты. Сначала вы приобретаете контракт на него у Джаббы, а потом должны выполнить определённый набор заданий.

Но вернёмся к Season Pass. Из четырёх заявленных дополнений уже вышло три. Четвёртое будет посвящено фильму «Изгой Один» и станет доступно в декабре. Что там будет за кино, совершенно непонятно, поэтому я бы рассматривал его в отрыве от уже вышедших DLC, которые можно уверенно считать каноничными.

Внешнее кольцо

star-wars-battlefront-outer-rim

Дополнение добавило несколько карт с Татуина и Салласта, новый режим «Конвой», немного оружия и двух героев — Гридо и Ниен Нунба. Тогда всё это показалось мне скромным, и я решил, что лучшее припасают на будущее, но сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это было лучшее дополнение из трёх вышедших.

Режим «Конвой», где нужно общими усилиями продвигать или останавливать большую телегу с ценным грузом, уверенно прошёл проверку временем, в него интересно играть и спустя месяцы. Оружие тоже оказалось весьма полезным и некоторое я использую до сих пор. Ну, а Ниен Нунб стал моим любимым героем у повстанцев, хоть он и был эпизодическим персонажем в фильме.

Беспин

star-wars-battlefront-bespin

Нововведения второго дополнения показались мне достаточно спорными. С одной стороны, любопытно взглянуть на Облачный город и увидеть, какими были бы сражения, ведь в кино дело до полномасштабного вторжения имперцев не дошло. Но на практике перестрелки на белых стерильных улицах и в не менее белых и стерильных залах показались мне скучноватыми, за исключением разве что той карты, что используется в «Атаке шагоходов».

Режим «Саботаж» предложил интересную двухфазовую механику, но она теряется из-за чрезмерно большого, на мой взгляд, количества участников. В результате, все бои получаются крайне мясными, особенно на маленьких картах, где в коридорах вообще не протолкнуться. Когда бой идёт вокруг точки эвакуации и все 16 защитников набиваются в одну комнату, то можно выбить им полкоманды одним броском гранаты, но в этом мало пользы, потому что уже через секунду они опять зареспавнятся в двух метрах от комнаты и бесконечная мясорубка продолжится. За защитников тоже приятного мало, когда эту комнату штурмуют ещё и три вражеских героя. Ты просто теряешь контроль над происходящим: родился – кинул гранату – погиб, родился – стрельнул – погиб, родился – погиб.

Новое карты оружия тоже получились спорными: «Сбой» и «Шоковая граната» оказались крайне эффективными и внесли определённый дисбаланс, в то время как «Бинокль разведчика», на мой взгляд, совершенно бесполезен. Облачный автомобиль — это просто халявный фраг в режиме «Эскадрилья», игра на нём приносит мало удовольствия.

Наконец, после выхода «Беспина» я впервые столкнулся с багами в игре. Например, из-за технической ошибки новый герой Денгар убивал Люка одним ударом; режим «Атака шагоходов» на беспинской карте был плохо сбалансирован; Лэндо Калриссиан сначала был слишком слабым, но после перебалансировки стал слишком сильным и так далее. К сожалению, в следующем дополнении таких досадных багов стало ещё больше.

Звезда Смерти

star-wars-battlefront-death-star

Я думаю даже те, кто плохо знаком с тематикой Звёздных войн, примерно представляют, что такое Звезда Смерти и понимают её важность для франшизы, что уж говорить о фанатах. Я, как и многие другие, до последнего надеялся, что это дополнение будет самым крутым. Трейлер и анонсы внушали оптимизм.

Увы, но «Звезда Смерти» оказалась самым неудачным дополнением. Разработчики сделали главную ставку на новый трёхфазовый режим, который на практике оказался слабоватым. В первой фазе истребители повстанцев должны уничтожить крейсер Империи, выводя из строя отдельные модули. Вторая фаза сухопутная: высадившись на Звезде Смерти, повстанцы освобождают R2-D2 и сопровождают его к точке эвакуации. В заключительной третьей фазе звездолёты повстанцев должны пролететь по определённому маршруту в желобах Звезды Смерти и торпедировать вентиляционную шахту.

На первый взгляд, довольно неплохо, но на практике получилось скучновато. Во-первых, две трети игрового времени нужно летать, а это любят далеко не все. Во-вторых, снова мясо. Это касается и коридоров второй фазы, где обе команды набиваются в одну комнату с дроидом, и третьей, где вообще чёрт знает, что творится. Несмотря на то, что в лётных режимах я чувствую себя вполне уверенно, среднее время жизни на третьей фазе у меня по ощущениям секунд семь. Хорошо если успеваешь за это время подстрелить такого же несчастного как ты сам. В-третьих, проблемы с балансом. Для победы в матче имперцам достаточно победить хотя бы в одной из фаз, от них не требуется активных действий, нужно просто продержаться определённое время, мешая повстанцам достичь своих целей. С релизом дополнения большинство боёв заканчивалось уже на первой фазе победой Империи. Через несколько дней разработчики это исправили, но теперь перегиб получился в другую сторону. В результате, первая фаза это просто формальность: при равных силах уберечь крейсер от уничтожения практически невозможно.

Новых локаций получилось всего три, две из которых лётные. Добавленный арсенал весьма скудный и специфичный. Перебалансировка сделала «Тысячелетний сокол» и «Раб 1» просто мешками для битья, что вообще очень печально. Новые герои вроде бы хорошие, но на фоне всего остального даже Чубакка радости не приносит. С релизом было много технических багов. Стало понятно, что разработчики ещё со времён «Беспина» перестали успевать за сроками и дополнения получаются сырыми.


Однако, несмотря на всё это, мне бы не хотелось заканчивать на такой грустной ноте. Star Wars Battlefront по-прежнему остаётся красочной и захватывающей игрой. Старые режимы работают как часы, надеюсь, и новые постепенно настроят. Несмотря ни на что в игру приятно возвращаться снова и снова. Не знаю, что там будет с «Изгой Один» и уж тем более со Star Wars Battlefront 2, который уже заявлен на следующий год, но за те часы, что я провёл в нынешней игре, я говорю разработчикам «Спасибо!».

«Эй ты! Да-да, вот ты... просто будь счастлив!»

«Эй ты! Да-да, вот ты… просто будь счастлив!»