Я шёл на «Звёздные войны» и ожидал увидеть некоторое дерьмо. Собрав в кулак всю свою светлую сторону силы, я пришёл на показ, храня в душе гармонию джедая, в полной готовности «понять и простить», что бы я ни увидел.

Но мерзкие щупальца тревоги потянулись к моему сердцу уже во время вступительных титров. «Люк Скайуокер пропал…», «Первый орден…», «Сопротивление…» Что за чепуха? Ведь в VI эпизоде мы своими глазами видели славную победу Революции! Да, какие-то осколки Империи могли остаться, но инициатива должна была окончательно перейти к повстанцам. И что мы видим спустя 30 лет? Поседевшие герои войны всё также прячутся по норам, на этот раз от каких-то фашиствующих молодчиков с невероятными технологиями. По факту это Империя 2.0, которая появилась на пустом месте и почему-то стала в разы сильнее. Авторы фильма просто и бездумно перечеркнули хэппи-энд шестого эпизода и обесценили всё, происходившее в двух первых трилогиях. Мыло-мочало — начинай сначала.

star-killer

На самом деле это самое ужасное, что только могло произойти с франшизой. Вот каково теперь смотреть старую «Иронию судьбы» под Новый год, зная сюжет «Продолжения»? Конец оригинального фильма теперь не счастливый и даже не открытый. Он закрытый, причем закрыт негативно: главные герои — одинокие старики, вернувшиеся к своей прежней жизни. Как собственно и в новых Звёздных войнах. По этой причине меня не покидает мысль о смертельно больном фанате, которому дали посмотреть седьмой эпизод до премьеры. Мне его искренне жаль. Я бы предпочел уходить из жизни, держа в памяти добрые и мудрые заключительные кадры «Возвращения джедая», а не этот грустный цирк. Принцесса Лея всё так же безнадёжно воюет, Хан Соло с Чуббакой такие же нищие пройдохи, а Люк Скайуокер ни с того ни с сего бросил сестру и друзей и залёг на дно. Вернуть всё на свои места, игнорируя события, опыт и эволюцию характеров персонажей — это крайне низкосортный приём, характерный для ситкомов, но никак не для большого кино.

А ведь можно было показать галактику, опустошённую гражданской войной. Руины Империи, на которых строятся новые альянсы и возвышаются великие дома. Интриги, междоусобицы, передел власти — отличные условия для возрождения Тёмной стороны силы. Но всего этого в фильме нет. Единственным отголоском минувшей войны является кладбище имперской техники на Джакку. Уничтоженный крейсер, поваленные АТ-АТ — вот такого должно быть больше. Именно в этих удивительно красивых и щемящих сердце образах и заключается настоящая преемственность поколений, это и есть настоящие «пасхалки». А не тупое копирование старых сюжетных ходов, отыгранных сцен и известных реплик, перенесённых в новый фильм с грацией бегемота в вагоне-ресторане.

Force-Awakens-Battle-of-Jakku

Первую треть фильма я держался спокойно, но в голове неоновой вывеской светилось название для рецензии — «Сказка не для нас»… Я пытался расслабиться и просто смотреть кино, но удары пыльным мешком «милых пасхалочек» сыпались с экрана один за другим:

  • пустынная планета 2.0;
  • милый дроид с важной миссией 2.0;
  • одарённый самоучка на пустынной планете, встречающий милого дроида с важной миссией 2.0;
  • «Тысячелетний сокол» HD;
  • Хан Соло и Чубакка HD;
  • голограмма злодея-кукловода 2.0;
  • спрятанная база повстанцев 2.0;
  • принцесса Лея HD;
  • R2D2 HD;
  • C3PO HD;
  • адмирал «It’s a trap!» Акбар HD…

Этот список можно было бы продолжать бесконечно, но когда на экране показали коробки зигующих штурмовиков на ЗВЕЗДЕ СМЕРТИ 3.0 стало ясно, что всё кончено. Что это не седьмой эпизод, а просто какой-то гротескный ремейк старой трилогии. Скопируем всё, что можем, и умножим это в 5, нет в 10 раз!!! Световые мечи слишком скучно? Гарду ему влепим! Голограмма Палпатина казалось маленькой? Сделаем её ОГРОМНОЙ! Звезда смерти могла уничтожить планету? Пусть теперь уничтожит ЦЕЛУЮ СИСТЕМУ!

Напрашивается сравнение с фильмом «Безумный Макс: Дорога Ярости», который тоже полу-ремейк, полу-сиквел, но там хотя бы персонажей новых добавили и пусть и топорную, но свою историю. В «Звёздных войнах» же с этим худо.

SW-heroes

Рэй — главный герой. Провинциальная бомжиха и профессор кислых щей в одном флаконе. Выдающийся пилот, знает всю начинку всех кораблей галактики, умеет применять силу (хотя нигде не обучалась и по идее даже не знает, что это такое), превосходно фехтует, впервые взяв в руки световой меч. Вопрос только один: если ты такой вундеркинд, почему ты бомжуешь и работаешь за копейки на какого-то противного барыгу? Для галочки-пасхалочки. Никакого смысла в этом, в отличие от предыдущих частей нет. Сначала это объясняют тем, что она кого-то ждала (вроде бы родителей, но не уверен) и вдруг сорвалась в неизвестность с первым встречным.

Финн — штурмовик-перебежчик. Видимо, он очень долго драил сортиры на новой Звезде Смерти, так как досконально изучил всю её архитектуру. Решил дезертировать, после того, как не выполнил приказ по расстрелу мирных жителей. Почему сантехнику поручили участие в карательной операции? Вопрос открытый. Как и тот, почему все повстанцы ему верят, зная, что он был штурмовиком, которые до этого никогда не изменяли присяге. Тот факт, что в первых сценах фильма Финн склонился помочь смертельно раненному товарищу, говорит о том, что братья по оружию не были ему безразличны. Однако это не мешает ему уже в очень скором времени улюлюкая расправляться со своими однополчанами направо и налево. «Я не создан для убийств», ага. Финн, как и Рэй, является вундеркиндом: стреляет из всех типов оружия, фехтует световым мечом, на равных сражается с падаваном Люка. Хвост виляет собакой, одним словом, бред.

Кайло Рен — главный антагонист и главный объект нападок критиков фильма. Де-скать психованный малый, ещё и лицом не вышел. Но тут я как раз не согласен. И этот персонаж чуть ли не единственное новое, что есть в этом фильме. Ситх-подражатель, который хочет достичь славы деда, носит маску, скрывая свои «комедийные черты лица», психует, когда у него что-то не получается. Он очень амбициозен, но не всесилен. На мой взгляд, интересный персонаж и именно такими должны быть ситхи после того как вся их верхушка была уничтожена. Если бы он был красив и хладнокровен, как того требуют обыватели, то это была бы просто копия Дарта Вейдера в немного ушитом костюме. А так мы получили хоть что-то самобытное.

Хан Соло — всё такой же прохиндей. Как будто не было его становления и любви к Лее. Опять работает на каких-то жуликов, хотя по идее денег и славы у него должно было быть в достатке. Но публика должна увидеть его таким, каким он был 30 лет назад. ТАК НАДО! В судьбе Хана Соло читается вся суть новых Звёздных войн — взять всё старое и хорошее и прирезать на потеху IMAX-Колизею. Зачем?

Про остальных героев и писать не хочется. Они либо не раскрыты, либо не производят никакого впечатления. Есть и есть. Не было бы, ничего бы и не потеряли. Взять хотя бы капитана Фазму. Это просто ноль без палочки. Такие персонажи нужно только для того, чтобы потом впаривать фигурки и прочий мерч фанатам. Гораздо большее впечатление произвёл штурмовик с энерго-дубиной. Казалось бы у него всего одно слово, один жест и одна минута в кадре. Но сколько всего за ним стоит: сила, верность, воздаяние, бесстрашие — но и его принесли в жертву «пасхалке», на этот раз Индиана Джонсовской.

loyal_stormtrooper

Сюжет это полный треш. Говорить о нём просто бессмысленно, потому что это Франкенштейн сшитый белыми нитками из кусочков старой трилогии и каких-то дурацких штампов. Буквально каждую минуту на экране происходит что-то бредовое. Взять хотя бы главную линию. Цель, заявленная в начальных титрах, какая была? Найти Люка Скайуокера — последнего джедая. Зачем его искать, если он сам ушёл? Ещё карту какую-то приплели. Почему именно карта с проложенным маршрутом а-ля «Остров сокровищ»? У планеты, где находится Люк, есть координаты — это всё, что нужно. Про то, где именно на планете он находится, я уже молчу. Такие допущения были и в старых Звёздных войнах. И это как раз совсем не то, что следует перенимать у оригинала.

Но плевать на эти мелочи, вернёмся к главному. В середине фильма нарисовалась новая Звезда Смерти и все забыли про Люка и полетели с ней бороться, хотя 5 минут назад никто, включая зрителя, и не подозревал о её существовании! Но, как известно, чем больше твоя Звезда Смерти, тем шире у нее вентиляционная шахта, так что расправиться с ней — дело техники. Когда её взорвали, я уже был готов к тому, что сейчас в зале включится свет. Ах, ё-моё! Мы ж про Люка забыли! А зачем он нужен, когда мы уже Звезду Смерти вместе с Орденом и без него взорвали? Ах, ну-да, меч фамильный передать надо. Это тот меч, которым Энакин юнлингов порубил? Или тот, который вместе с отрубленной рукой Люка в пропасть улетел? Вместо ответов на вопросы, зритель получает только обрывки информации с намёком «смотрите в следующей серии». Да и то, их нужно вылавливать самостоятельно в потоках отборного бреда. Слова, чтобы что-то сказать. Поступки, чтоб что-то сделать. Я сейчас хотел было написать «экшн ради экшна», но не тут-то было!

«Пробуждение силы» — это первый эпизод, где нет ни одной битвы! Какая-то невнятная потасовка на планете-баре и разнос Звезды смерти тремя истребителями это просто смех. Джордж Лукас не для того в 80-е на коленках с макетами АТ-АТ ползал, воссоздавая невероятные сражения будущего, чтобы какие-то Микки-Маусы всё просрали. Сейчас даже в европейском инди-кино, снятом на голом энтузиазме показываются достойные батальные сцены. А тут просто пшик! Все деньги ушли в рекламу и подкуп критиков.

Зато вместо сражений мы можем наблюдать получасовую схватку с какой-то инопланетной «Зелибобой» на борту «Тысячелетнего сокола». Абсолютно не зрелищный и ничего не дающий для сюжета, при этом неоправданно долгий эпизод. Зачем? Что это вообще такое было? АСТАНАВИТЕС!

Такого в новом эпизоде вы не увидите.

Такого в новом эпизоде вы не увидите.

Традиционно каждый новый эпизод Звёздных войн показывал что-то новое: невероятные миры, удивительных существ, колоритных персонажей. Вспомните гонку на Татуине или хотя бы ненавистного всем Джа-джа Бинкса. Пускай он всех бесил, но благодаря ему границы далёкой-далёкой галактики расширились. Мы узнали о расе гунганов, об их подводном городе, о сложных взаимоотношениях с наземными обитателями, о том, как они сражаются. Многое читалось между строк: например, терпимость, с которой джедаи относились к Джа-джа Бинксу свидетельствовала о силе и гармонии светлой стороны. В фильме Абрамса такого нет. Существует только то, что мы видим на экране. Закулисье есть, но там сплошь и рядом стоят рояли типа новой «Звезды смерти», «Тысячелетнего сокола» и «Фамильного меча», которые по факту — не пришей кобыле хвост…

Всё это очень грустно. При этом важно отметить: я очень хотел полюбить «Пробуждение силы» и был готов многое ему простить. Но не могу. Не могу ничего с собой поделать. И дело даже не в том, что фильм плохой, а в том, что он мог быть намного лучше. Причём без каких-либо дополнительных затрат. Достаточно просто припрятать швы на теле этого Франкенштейна и перестать вредить себе. Не множить бред на пустом месте. Вот кто тянул главных героев за язык, когда они говорили, что шлем штурмовика не защищает от газа? Это же чушь! И главное, это никак потом не сыграло. Просто ляпнули и забыли, а осадочек остался. И так весь фильм. Тяп-ляп!

Не хочется заканчивать на грустной ноте, но, по всей видимости, Дисней в попытке догнать и перегнать марвеловский конвейер, нанёс франшизе непоправимый урон. Так происходит всегда, когда за дело берётся большая корпорация. Это касается и фильмов, и игр, и всего остального. В мире бизнес-планов, эстимейтов и дедлайнов для творчества и полёта мысли места нет.

sw_disney