Кто-нибудь задумывался почему космические корабли, на которых происходят разного рода неприятности такие огромные? Вы видели современные орбитальные станции? С клаустрофобией туда лучше не соваться. То же самое можно сказать и про подводные лодки, да и про любые морские и воздушные суда. Но в космосе всё иначе. Такое чувство, что в будущем об эргономике космических кораблей вообще никто не думал. Эти огромные мрачные залы и коридоры словно созданы для того, чтобы показать ничтожность блуждающего по ним человека в ужасном и беспросветном мире грядущего. А если ещё приукрасить футуристические интерьеры людскими останками… ммм… лучшей прививки от желания стать первопроходцем космических глубин не придумаешь. Пускай мы живём не так долго и каждый год в мире возникает новая болячка, грозящая уничтожить человечество, но на Земле оно, знаете ли, спокойнее как-то.

К сожалению, Джону Марачеку повезло куда меньше чем нам. Этот законопослушный гражданин просто летел в отпуск с женой и дочкой, а очнулся с переломанными рёбрами на холодном полу незнакомого корабля в луже зелёных соплей стазис-камеры. Первичный осмотр обстановки показал, что всё очень плохо. Никого нигде нет, все системы корабля находятся в очень запущенном состоянии, половина дверей не открывается, кругом следы борьбы и пятна, похожие на кровь. В общем всё как мы любим.

Stasis_05
Stasis_07
Stasis_06
Stasis_04
Stasis_02
Stasis_01
Stasis_03

 

Stasis — это изометрический квест в чрезвычайно мрачном художественном и смысловом наполнении. Сразу стоит отметить, что это не ААА проект — игра создавалась, по сути, одним человеком и автору следует поставить памятник уже хотя бы за то, что графика здесь не восьмибитная. Напротив, Кристофер Бишофф — прежде всего художник. Это он недавно опубликовал серию рисунков «как некоторые современные игры выглядели бы в изометрии». Они произвели на меня большое впечатление, поэтому я нисколько не удивлён, что интерьеры корабля в Stasis изображены на отлично. Стоит только присмотреться и немного дать волю воображению, как безысходность и отчаяние начинают литься на тебя через экран противной вязкой жижей. Не отстаёт и аудиосопровождение: звук шагов Джона, бессвязные голосовые оповещения, вопли за стенкой — всё это бережно и с любовью реализовано по старым классическим формулам.

А вот игровой процесс всё-таки не так хорош как хотелось бы. Далеко не всегда понятно, что Джон хочет сделать и как ему в этом помочь. Тут бы очень не помешали дополнительные комментарии от главного героя вроде «нужно чем-то подцепить» или «сожгу здесь всё к чёртовой матери», а не его стандартные «не получится», «мда», «хм..», «кек». Также очень не хватает подсветки активных элементов на экране по нажатию клавиши, как это делается почти во всех квестах. Дело в том, что игра очень мрачная и на высоких разрешениях активные элементы плохо заметны. Особенно это касается переходов между локациями. Игра несколько раз ставила меня в тупик и я тратил кучу времени, блуждая по трём локациям, пока случайно не натыкался на четвёртую. Более того, я не раз обращался к прохождению. Дело в том, что в середине игры действие немного провисает: ничего особого не происходит, локации начинают приедаться и вперёд двигает только желание узнать, чем же всё закончится. Согласитесь, про отличную игру такого не скажешь.

Тем не менее, последняя треть «Стазиса» сильно встряхивает игрока и если вы дошли до неё, то я гарантирую, что дальше уже не оторвётесь. Концовка так и вовсе вышибает мозги. Я закончил игру в час ночи, а потом ещё до четырёх читал обсуждения концовки и дополнительные материалы. Думаю, это о многом говорит. Не припомню такого со времён Bioshock Infinite. И я не случайно его вспомнил. Играя в Stasis, вы не раз почувствуете дежавю: Dead Space, «Пандорум», «Сквозь горизонт» — может быть, что-то ещё. Является это заимствованием или данью уважения — каждый решает сам.

Степень хоррора и погружения в атмосферу — тоже очень личный аспект. В целом игра не очень страшная, скорее мерзкая. А вот если вы не собираетесь читать все дневники и научные отчёты, то и браться за неё, пожалуй, вообще не стоит. Stasis одна из тех игр, которые по уровню повествования близки к книгам, но эта книга не приключенческая. Перед нами скорее описание ужасного мира и обстоятельств, в которые попала семья главного героя. И если хорошенько призадуматься, то завершающим ударом палача приходит осознание того, что этот отвратительный мир будущего почти ничем от нашего-то и не отличается. Более того, всё это уже было в нашей истории…

Stasis ещё раз показал, насколько реален кошмар и за этого я говорю Кристоферу Бишоффу спасибо.