Я стараюсь держаться подальше от сериалов. Слишком уж много времени они отнимают. Игры, кино и сериалы — это три кирпича, из которых, увы, нельзя построить дом. Приходится выбирать только два.

Вторая причина, по которой я недолюбливаю сериалы, это риски. Начав смотреть сериал, ты словно подписываешь с его авторами многолетний контракт на неизвестных тебе условиях. Ведь понравившийся тебе сериал могут в любой момент закрыть или постепенно превратить в огромный бесполезный груз, который невозможно нести дальше, но и бросить жалко. Ещё один не менее печальный вариант развития событий: у создателей кончаются деньги и они второпях ваяют бестолковую концовку. Итог всего этого один — разочарование. Не лучше ли за это же время посмотреть дюжину хороших фильмов, каждый со своей целостной и законченной историей?

С одной стороны, превосходство стандартных полнометражных фильмов перед сериалами очевидно. С другой стороны, сериалы за последние лет десять значительно прибавили в бюджетах и качестве исполнения. Это уже не только мыльные оперы и ситкомы, но и серьёзные драматические произведения. Но главное даже не это, а то, что сериалы из второсортного ТВ-продукта как-то незаметно превратились в новый культурный феномен. Практически каждый дорогой сериал образует вокруг себя новый фандом, который всасывает уже не только студентов и гиков, как это бывало раньше, но и практически все слои населения. Ну кроме разве что пенсионеров, у которых, кстати, свои (прости, Господи) сериалы.

В результате, если ты не затворник без доступа к интернету, то ты просто не можешь игнорировать информационный шум, которым сопровождается выход очередного сезона/серии, где опять кого-то убили/воскресили. Тогда ты либо поддаёшься окружению и вливаешься в тусовку, либо выглядишь белой вороной среди тех, кто «в теме». Так и распространяется эта чума XXI века.

Думаю, что моё отношение к сериалам не было бы таким пренебрежительным, если б я не понимал, что лежит в их основе. А в их основе лежит воздействие на весьма примитивные качества человека: лень, любопытство и стремление к завершённости. Я думаю, тут пояснять ничего не надо.

Помимо этого, сериалы нового поколения стали в какой-то степени ответом на тенденции в кинематографе. Прокатные фильмы отчаянно стремятся к понижению возрастных рейтингов, чтобы охватить максимальную аудиторию, поэтому из них практически полностью ушли секс и правдоподобное насилие. Реалистичная или псевдореалистичная картинка осталась только у фриков типа Тарантино, которые могут себе такое позволить. А вот в сериалах всё это цветёт буйным цветом и более того, является важным побудительным элементом.

Короче, чтобы не подсесть на какую-нибудь десятисезонную заразу, я выработал для себя определённые критерии, которые я применяю к рекомендуемым сериалам:

Во-первых, формат. Желательно, чтобы каждая серия или хотя бы сезон представляли собой законченное произведение.

Во-вторых, необычный интригующий сеттинг, который слабо представлен в полнометражном кино.

В-третьих, общее качество исполнения.

За последние несколько лет под эти критерии у меня попал только «Настоящий детектив», который вышел весьма неплохим, да и то во многом благодаря лишь импонирующей мне эстетике. Чего он стоит без сюрреалистичной Луизианы, заигрываний с оккультизмом и потных трипов Макконахи? Да ничего особо. Поэтому я и не стал смотреть второй сезон. Хотя саундрек к нему собрали шикарный, да.

Теперь вот появился ещё один.

Новые «Секретные материалы» здорового человека

stranger-things-2

«Очень странные дела» не является антологией, но всё же история первого сезона носит худо-бедно законченный характер. Поэтому можно считать, что проверку на первый критерий сериал прошёл. Что касается… А, впрочем, к чёрту эти критерии! Пишу, как есть.

Сериал очень качественный и захватывает с первых с минут. Несмотря на то, что ключевые герои здесь это дети, они вовсе не бесят (что уже заслуживает уважения), а здорово справляются со своими ролями — за них действительно хочется переживать.

Второе, что важно знать: «Очень странные дела» — это трибьют масскульту 1980-х, как с точки зрения постановки, так и по обилию разного рода атрибутики в кадре. Даже если вы не помните ни одного фильма из той эпохи, вы всё равно прочувствуете эту нафталиновую атмосферу чердачных посиделок с фонариком и блужданий по туманному лесу.

А вот у того, кто дружит с классикой кино времён президентства Рейгана и хорошо подкован в гик-тематике, может случиться и передоз. Ибо вся эта «восьмидесятчина» настолько вульгарна, что практически скатывается в лубок. Но видимо народ совсем изголодался по подобным вещам раз воспринял «Очень странные дела» настолько восторженно.

Лично я щенячьего восторга не испытал, но всё же оцениваю сериал очень положительно. Не хочу писать о недостатках или спорных моментах, даже отстранённо, так как это может испортить впечатление от просмотра. Отмечу только, что мне действительно было очень интересно наблюдать за развитием истории, подмечать пасхалки и строить версии, что же будет дальше. Помимо фильмов, отсылки к которым были очевидны, мне ещё вспомнились сериалы 90-х: «Секретные материалы», «Боишься ли ты темноты», «Полтергейст»… Это заставило лишний раз глубоко вздохнуть и с грустной улыбкой предаться ностальгии по тем временам, когда щёлкая по восьми каналам ты искал сиськи что-то любопытное или наоборот выделял жёлтым маркером в ТВ-программе интересные фильмы и передачи на неделю вперёд.

Славное было время! А что теперь? Захотел ты, например, посмотреть сериал про врачей. Загуглил, а там… смешной сериал про врачей, грустный сериал про врачей, реалистичный сериал про врачей, сериал про врачей, но как бы и про любовь, сериал про врачей, которые путешествуют во времени и иных мирах, сериал про врачей, которые никого не лечат, но разоблачают пороки общества с помощью глубокомысленных афоризмов, а также over9000 российских и украинских адаптаций всего вышеперечисленного. И как мы без этого жили?