Так получилось, что я за короткий промежуток времени посмотрел сразу три фильма-биографии. Все они по-своему меня впечатлили и вызвали желание поделиться определёнными мыслями, но всё же писать о каждом из них отдельно было бы излишеством. И без того блог всё больше становится киношным. Поэтому сегодняшний пост будет «три в одном».

«Пеле: рождение легенды» (2016)

pele_birth_of_a_legend

Финал чемпионата мира 1998 года между Францией и Бразилией является, пожалуй, самым ранним футбольным матчем, который я отчётливо помню. Вопрос, за кого болеть, у меня как-то даже не ставился: я по умолчанию болел за Францию. Наверное, из европейской солидарности.

Уже потом мои пристрастия оформились более чётко, когда я стал пристально следить за всеми футбольными перипетиями. Рассказывать об этом я могу долго, но остановлюсь только на главном: футбольные звёзды и клубы, агрегирующие этих звёзд, всегда вызывали у меня стойкое отторжение. Мне были симпатичны команды, которые полагались на тактику и дисциплину, нежели на индивидуальное мастерство и громкое имя.

В фильме «Пеле: рождение легенды» противостоянию хаоса и порядка отводится чуть ли не центральная роль. И хоть, как вы знаете из этого поста, я терпеть не могу все эти слезливые истории о маленьком мальчике с большой мечтой, данную картину я всё же посмотрел с интересом.

Сама история невероятно проста и банальна, но можно сделать скидку на то, что фильм повествует о реальных персонажах. Степень правдивости я оценить не могу, да и вряд ли кто-то кроме самого Пеле на это способен. Хочется верить, что показанные события и герои действительно имели место в таком виде в реальной жизни, потому что в этом случае их трафаретность хоть как-то оправдана. Но снято всё красиво, можно сказать по классике, поэтому хейтить фильм особого желания не возникает.

Вообще я смотрел фильм немного отрешённо, так как нутром ощущал присутствие двойного дна. Точнее я разглядел его уже в первых сценах и вызванные этим мысли не отпускали меня на протяжении всего просмотра. В начале показано, как отец Пеле плачет над проигрышем сборной Бразилии в финале Чемпионата мира 1950 года.

Я задумался… Взрослый мужчина плачет не потому, что его семья живёт в абсолютной нищете трущоб, не потому, что он каждый день чистит туалеты в больнице, и не потому, что у его детей нет никаких перспектив, кроме рабского труда и тюрьмы. Он плачет, потому что одиннадцать мужиков, с которыми его ничего не связывает кроме национальности, проиграли в какую-то идиотскую игру на другом конце земного шара. Ну хорошо, допустим они бы выиграли. И что тогда? Он бы отправился чистить говно с гордо поднятой головой? Я прекрасно понимаю, что сценарист и режиссёр хотели показать, насколько важен футбол для Бразилии. Что это чуть ли не смысл жизни каждого её гражданина от мала до велика. Но для меня эффект получился обратным. Ведь если задуматься, то это ужасно. Описанный эпизод похож на отрывок из антиутопии, однако он вовсе не является выдумкой. Это окружающая нас реальность.

Таким образом, «Пеле: рождение легенды» привёл меня к совершенно противоположным умозаключениям, относительно тех, что были заложены в фильм его авторами. Разумеется, такие мысли при просмотре возникнут не у каждого. Если не принимать их во внимание, то ленту можно назвать классической спортивной драмой для широкой аудитории.

«Трамбо» (2015)

trumbo_01

Из аннотации можно узнать, что фильм рассказывает о жизни Далтона Трамбо — выдающегося американского сценариста XX века, автора «Римских каникул» и «Спартака». Каким бы эстетом я ни был, такая завязка ничего кроме зевоты не вызывает. Байопик в принципе достаточно скучный жанр, но когда это байопик о сценаристе, то хочется просто выть.

Но, к счастью, главная идея фильма не в том, чтобы просто рассказать биографию очередной голливудской золушки. «Трамбо» на реальном примере показывает несовершенство человеческой натуры и общества в целом, обличает извечную склонность большинства к травле слабых и инакомыслящих. Причём речь идёт не о Средневековье и не Третьем Рейхе, а об относительно недавних событиях в стране, которая считается образцом прогресса в области свободы и толерантности — Соединённых Штатах Америки. Период Маккартизма наглядно продемонстрировал, что даже в самых передовых странах люди, по сути, остаются всё теми же первобытными дикарями, готовыми вцепиться друг другу в глотку. Возможно, методы стали чуть более изящными, но суть осталась неизменной.

В романе Ремарка «Чёрный обелиск» есть эпизод, когда толпа из Союза ветеранов клеймит предателем и убивает инвалида за то, что он вывесил у себя из окна флаг Веймарской республики. К слову, несчастный и сам был ветераном войны, где и получил инвалидность. Вот такой вот камерадшафт. Полиция и чиновники не хотят разбираться в инциденте и ограничиваются высказываниями в духе «нечего было провоцировать». Согласитесь, до боли знакомая картина.

Вот так вот и при просмотре «Трамбо» я постоянно испытывал дежавю. Риторику о предателях из «Пятой колонны» и повсеместных агентах Госдепа сейчас можно услышать из каждого утюга. Чем всё это закончилось в Германии давно известно. Америка, к счастью для себя и всего мира, более-менее спокойно переболела этим. Нас же продолжает лихорадить уже сотню лет, если не больше. Так уж сложилось, что поиск предателей и вражеских шпионов — древняя забава на Руси, за которой традиционно следует кровавая баня. Вот про это можно бы снять настоящий хоррор, не то что эта нудятина про голливудских писак.

Однако если отбросить иронию, то можно сказать, что фильм, хоть и скучноватый, но всё же стоящий. Во многом благодаря уверенной игре актеров, как первого, так и второго планов. Брайан Крэнстон, ныне известный, наверное, прежде всего, как исполнитель главной роли в сериале Breaking Bad, был даже номинирован на «Оскар». Фанатам Джона Гудмана смотреть обязательно: роль у него хоть и небольшая, но запоминающаяся.

Третье, чем привлекает «Трамбо» после злободневности и актёрской игры, — это то, что авторы предприняли попытки уйти от главной болезни байопиков. А именно выставления главного героя в исключительно положительном свете. Конечно, Трамбо — персонаж в целом положительный, но он, по крайней мере, похож на живого человека, а не на мудреца с Фудзиямы, как это обычно бывает. Точнее он пытается вести себя как мудрец с Фудзиямы, но всё же иногда обламывается, срывается или не знает, что сказать.

Фильм понравится любителям политических и социологических драм, а также неспешного кино с хорошими актёрами. И предостерегаю: не смотрите трейлер. В нём как всегда пересказали весь сюжет и засветили все поворотные моменты. Ну, сколько можно в самом деле, а?

«Конец тура» (2015)

the-end-of-the-tour

Если прочитав аннотацию к «Трамбо» я подумал, что это скучно, то после аннотации к фильму «Конец тура» я сказал вслух: «Боже, ну и срань!» Но, как известно, первое впечатление бывает обманчивым. Во-первых, я перепутал «Бесконечную шутку» с «Улиссом». Видимо потому, что эти романы постоянно соседствуют во всяких идиотских книжных рейтингах, которые люди выкладывают у себя в соцсетях, чтобы подчеркнуть свой незаурядный интеллектуальный уровень. Во-вторых, аннотация полностью пересказала сюжет, включая концовку. В-третьих, этот пересказ был настолько безынтересным, что его можно было бы заменить всего одним предложением: «Фильм про то, как один неизвестный мужик берёт интервью у другого неизвестного мужика».

С другой стороны, мне понравилась стильная афиша, которую вы видите чуть выше. Я выбрал вариант без надписи «Важнейший разговор в твоей жизни, который изменит всё», так как от неё веяло сладкими ароматами рекламной гнильцы.

Также моё внимание привлёк актёрский дуэт Джейсона Сигела, известного ролью Маршала в ситкоме «Как я встретил вашу маму», и Джесси Айзенберга, который не нуждается в представлении благодаря его невероятной активности за последние два года. Если с Айзенбергом всё понятно, так как почти во всех фильмах он выглядит плюс-минус одинаково, то участие Сигела нагоняло интриги. Мне было очень любопытно, удастся ли ему вырваться из своего комедийного амплуа.

И знаете, ему удалось. Первые 10-15 минут с его участием мне всё ещё вспоминался добродушный простак Маршал Эриксон, но потом я полностью поверил, что передо мной совершенно другой человек. Айзенберг оказался предсказуемо хорош, но главное, что обе фигуры в кадре смотрелись равноценно и дуэт удался.

В фильме «Конец тура» действительно нет ничего кроме разговоров, но он не похож на спектакль. По общему стилю и поведению героев он, на мой взгляд, куда ближе к любительской съёмке. Как только журналист и писатель начинают беседу, ты забываешь о том, что смотришь художественный фильм. Вот она ломка четвёртой стены здорового человека.

Кино затрагивает множество философских и житейских вопросов, но делает это без пафоса и каких-либо сложных конструкций. Многие проблемы и важные вещи просто всплывают как бы между делом и уносятся дальше по течению размеренной болтовни, что лишь подчёркивает живую реальность происходящего.

Я думаю многим, как и мне, фильм сразу после просмотра покажется просто неплохим. Но вот незадача: проходят дни, недели, а впечатление остаётся. Так словно это действительно была настоящая встреча с реальными людьми. Хочется набрать телефонный номер и договориться встретиться снова. Сесть вот так, в загородной тишине, в доме, где нет телевизора, но есть две собаки, вывалить на стол всяких сладостей, накупленных в супермаркете неподалёку, и просто поговорить. Поговорить и послушать…