Вот все говорят, что сила — в трейлерах. Дело дошло до того, что на YouTube популярны не только сами трейлеры, но и разборы трейлеров, а теперь ещё, прости господи, записи реакции на трейлеры. Ну, то есть ты сидишь и смотришь, как кто-то другой смотрит рекламу фильма. Постмодернизм однако.

Я уже не раз писал, что трейлеры к фильмам стараюсь не смотреть, хоть и не всегда получается, ведь в кинотеатре их крутят перед каждым показом. Даже без прямых спойлеров некоторые кадры и реплики могут испортить впечатление или создать ложные ожидания, короче говоря, нарушить замысел режиссёра.

I am your Father

Вот взять хотя бы «Бегущего по лезвию 2049». Я бы пошёл на этот фильм и без всяких трейлеров, но из-за них я теперь знаю, в каких обстоятельствах произойдёт встреча нового героя с Декартом. То же самое и с «Заветом» кстати. Один из самых запоминающихся моментов — рождение Чужого в медотсеке — был неоднократно показан в трейлерах и других промоматериалах. В результате при просмотре фильма я словил себя на мысли, что жду показа уже знакомых сцен. Это очень плохая практика, ломающая правильное восприятие кино.

Можете звать меня ретроградом, но я считаю, что сила в постерах. Искусство афишы как жанра уходит корнями к студенческой живописи для провинциальных кинотеатров цирковым и театральным представлениям прошлого, а то и позапрошлого века. Конечно, сейчас рынок развлечений совершенно иной, да и художественные средства изменились, но, на мой взгляд, качественный плакат был и остаётся не только средством рекламы, но и настоящим произведением искусства. При творческом подходе, разумеется.

funny-poster

В чертах Дрю Бэрримор заметно влияние Пикассо.

Только вдумайтесь в задачу художника — выразить смысл всей киноленты в одном изображении. Как и в случае с неумелыми рецензиями, кто-то сразу начинает пересказывать сюжет или делает визитку из главных героев. Конечно, для большинства марвеловских блокбастеров достаточно просто собрать в кучу всех персонажей (не удивлюсь, если это ещё и в актёрских контрактах прописано), а если они вдруг поссорились, то просто развернуть их лицом друг к другу. Не говорю, что это не работает. Отнюдь, узнаваемый актёр на афише может сделать кассу даже проходному фильму. Но обратите внимание на фильм «Логан» от всё того же Marvel. У продюсеров фильма стальные яйца, раз они согласились на такое «неговорящее» название и необычный для подобного жанра постер. Такой подход мне гораздо ближе, хоть фильм я так и не посмотрел.

logan

Вы вряд ли когда-либо задумывались об этом, но если вы любите кино, то наверняка сходу сможете назвать пяток, а то и десяток запоминающихся постеров. Мне сразу вспоминается «Чужой», «Нечто», «Челюсти», «Молчание ягнят» и почему-то «Терминатор», хоть он и не совсем укладывается в мою концепцию. Но на самом деле никакой концепции и нет, мне просто нравится, когда дизайнеры подходят к своему делу творчески: прибегают к символизму, закладывают в свои работы некий подтекст, создают интригу.

alien-poster

Интрига это, пожалуй, самое важное. Что такого в яйце из постера к «Чужому» 1979? Мой ответ — тайна. А мрак и кислотные цвета сигнализируют об опасности этой тайны. И ни слова больше. Никаких упоминаний про космос, монстра и главных героев — ничего кроме яйца, из которого в итоге родилась культовая франшиза. Разве это не гениально?

bill_gold_alien

Отклонённый концепт постера к фильму от Билла Голда.

Из последнего мне очень запомнился плакат к фильму «Конец тура», про который я писал здесь. Кстати, в том же посте интересная фишка на афише к «Пеле: рождение легенды»: пытаясь достать мяч, молодой футболист как бы взмывает ввысь над трущобами, то есть отрывается от своего старого депрессивного мира в пользу мечты. Хоть такие штуки и лежат на поверхности, мы не всегда готовы их замечать…

the-end-of-the-tour

Вы спросите, к чему я вообще начал этот разговор? Дело в том, что я хотел рассказать про фильм «Ищу друга на конец света», на просмотр которого меня вдохновил именно постер, но вступление затянулось, поэтому я решил оформить его отдельным постом. К тому же уверен, что на эти мысли я буду ссылаться ещё не раз.