Снять хорошую драму сложно. Хорошую комедию — ещё сложнее. А снять хороший фильм-провокацию, так чтобы при этом не скатиться в китч, вообще удаётся лишь избранным режиссёрам.

Что ж, в таком случае Мартин МакДона совершил поистине невозможное, ведь его новая картина «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» великолепно сочетает в себе три этих жанра. И не только их.

Уже с первых минут фильма саундтрек и характерные операторские приёмы заставляют нас вспомнить о вестернах (прям популярная тема в последнее время). Дуэлей на пустынной дороге ждать, конечно, не следует, но внимательный зритель не единожды заметит отсылки к этому киножанру. Взять бы даже саму идею героя-одиночки, выходящего на тропу войны с целью праведной мести и восстановления справедливости.

Выглядит вторично.

Но только не в том случае, когда за дело берётся мастер по слому шаблонов Мартин МакДона. Вспомните его предыдущие работы: «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» — в неоригинальности эти фильмы уж точно нельзя упрекнуть. В «трёх билбордах» этот незаурядный ирландец пошёл ещё дальше — и вот мы сами не замечаем, как борьба главной героини не то чтобы отходит на второй план, но как бы возвышается над действием, образуя сюжетную арку для других историй, которые в свою очередь тоже дробятся на мини-эпизоды. Несмотря на кажущуюся сложность всё это досконально упорядочено в единую структуру и подчинено основной идее фильма. И это великое искусство.

В качестве противоположного примера можно привести фильм «Квадрат», который также номинирован на «Оскар» в этом году. На мой взгляд, конструкция Рубена Эстлунда рассыпается из-за тяжести и несбалансированности разноразмерных смыслов, вложенных в её основу.

А вот у МакДоны чётко прослеживается скрупулёзно выстроенная структура: сюжет, подсюжеты и мелкие, но точные уколы в различные мозоли американского общества. Разумеется, не обошлось без преувеличений, но именно гиперболизация придаёт сатире провокационный эффект. При всём этом фильм подкупает своей искренностью, которая в основном проявляется в искромётных диалогах: уж если персонаж ругается, то ругается, как положено.

Всё это однозначно не имело бы шанса сработать, если бы не превосходная игра всего актёрского состава. Все важные персонажи раскрыты на сто процентов, а в неважных чувствуется необходимый объём и наличие собственной истории. Неудивительно, что сразу три актёра номинированы на «Оскар».

Сам фильм в моём представлении является фаворитом в главной номинации. Удивительно, что именно европейцу удалось создать настолько правдоподобное кинопространство американской глубинки и так метко пройтись по её злободневным проблемам. Я настоятельно рекомендую картину всем, кто ценит оригинальное кино, и с нетерпением жду следующего фильма. Мне действительно очень интересно, сможет ли Мартин МакДона, этот невероятный тролль, и дальше приятно удивлять и даже немного шокировать меня своими работами.