Данный пост я разделил на две части: в начале небольшой обзор для тех, кто не знаком с Virginia, а затем мои соображения по поводу сюжета игры. Поэтому, если вы боитесь спойлеров, то не заглядывайте во вторую часть статьи, пока не пройдёте игру.

Об игре без спойлеров

Сами разработчики представляют свою игру, как детективную нуар-историю в духе «Твин Пикс», «Фарго» и «Настоящего детектива», то есть замахнулись они не слабо.

Завязка действительно выглядит знакомой: 1992 год, провинциальный городок Кингдом, штат Вирджиния. В семье священника пропадает подросток. Местная полиция по всей видимости бессильна, поэтому за дело берётся ФБР.

Мы играем за начинающего агента Анну Тарвер, которую приставляют напарницей к более опытной Марии Гальперин. И как это часто бывает в подобных историях, дело, за которое они берутся, постепенно принимает совершенно иной оборот.

virginia-game-05

virginia-game-02Если вы уже представляете, как на протяжении десятка часов идёте по следу пропавшего, исследуя улики и допрашивая фриковатых жителей города, немедленно забудьте об этом. Virginia это инди игра. Прямо-таки совсем инди. И дело тут не только в графике, напоминающей клип «Money for Nothing» группы Dire Straits.

Во-первых, Virginia очень короткая и проходится за полтора – два часа. Во-вторых, в ней нет диалогов. Вот прям вообще нет, даже в виде субтитров. Поначалу это немое кино немного напрягает, но к середине игры настолько привыкаешь, что начинает казаться, что разговоры в играх и кино в принципе не нужны. В-третьих, уровень интерактивности в игре очень низкий. В отличие от, например, SOMA и The Life is Strange, где можно кликать практически по всем предметам окружения, Virginia несёт тебя по рельсам сюжета иной раз даже против твоей воли. Опять же поначалу рваное повествование раздражает («Эй, я ведь ещё в той комнате не успел посмотреть!»), но потом это даже начинает нравится: можно спокойно концентрироваться на главном, не отвлекаясь на всякую ерунду, как в той же The Life is Strange («Это стул. На нём сидят»).

А концентрироваться в Virginia есть на чём. Как я ни пытался понять сюжет сходу, ничего у меня не вышло. Виной тому постоянные перескоки между реальностью и воображением главной героини. И если в начале всё более-менее понятно, то в конце разработчики явно заигрались в Линча. В результате сюжет оставляет неоднозначные чувства. Ты вроде бы всё понял, но как-то по кускам. Чтобы утрамбовать всё это в единую историю, мне понадобилось второе прохождение. Заодно и ачивки все добил.

Кстати говоря, достижения вызвали у меня прямо-таки ярость. Они абсолютно непонятные и собрать их все без руководства невозможно. Например, описание ачивки Ганеша: «но кто о лаврах грезит, тот порою возносится над горестной землёю». И как это понимать? Что сделать-то нужно? Ладно бы она была сюжетной и получалась автоматически, но нет, там нужны конкретные действия, которые никак не связаны с описанием. А сбор всяких цветочков и пёрышек в темноте или, наоборот, яркой траве это вообще полный бред. Обычно собирательные предметы в играх помогают лучше разобраться в истории или хотя бы раскрывают какие-то второстепенные вещи, но в Virginia это сделано просто, чтобы поиздеваться над игроком.

Из важного я ещё не упомянул музыку. Не случайно саундтрек к игре продаётся отдельно. Он записан Пражским филармоническим оркестром и представляет собой самостоятельное произведение искусства, не говоря уже про то, что создаёт добрую половину атмосферы Virginia. Даже если игра вам не очень понравится, музыка уж точно оставит только приятные впечатления.

Лично я после двойного прохождения игры испытал смешанные чувства, но после двухнедельного переваривания сюжета и образов, воспоминания усвоились только положительные. Возможно, эта история не дотягивает до вершин своего жанра, но она однозначно заслуживает внимания. Больше всего мне запомнился даже не сам сюжет, а скорее атмосфера какой-то лёгкой тоски провинциального города, рефлексии главной героини и общая недосказанность. Я уверен, что Virginia понравится далеко не всем, причём по абсолютно разным причинам, но я всё же рекомендую с ней познакомиться. По крайней мере, это не отнимет много времени.

P.S. О боже! Я думал, что дальше перескажу сюжет лишь в общих чертах, а сам сходу накатал 10 страниц! Сами понимаете, по «проходной» игре столько текста даже за деньги не напишешь.

Объяснение сюжета для тех, кто прошёл игру и ничего не понял. Спойлеры!

Сразу говорю, что я не претендую на истину в последней инстанции, так как образы и события можно трактовать по-разному.

Игра начинается с того, что главная героиня получает удостоверение агента ФБР на праздничной церемонии. В последствии эта сцена ещё не раз будет повторяться в её воображении, когда она будет сомневаться, как ей поступить. Дескать, а ради того ли я в ФБР пошла, чтобы стать обычной «шестёркой»? Но не будем забегать вперёд. Сразу после сцены с церемонией можно услышать звук кардиоаппарата, который напоминает Анне о её смертельно больном отце, полицейском, по стопам которого она пошла в правоохранительные органы. То есть это тоже намёк на рефлексии «Разве такого поведения ждал от меня мой отец?». Но сон заканчивается.

Понедельник. Мы отправляемся на работу, где наш начальник Корд Маккарен, даёт нам досье на Марию Гальперин — нашу новую напарницу — и даёт указание провести в её отношении «внутреннее расследование». То есть уже с первого дня мы оказываемся втянуты в двойную игру: не только ведём основное дело о пропавшем подростке, но и «копаем» под нашу коллегу Марию. Мария, в свою очередь, ведёт себя странно: обустроила кабинет в подвале и к нам относится недоброжелательно: то ли с высокомерием, то ли с недоверием. Возможно, и то, и другое.

На проекторе в её кабинете мы видим изображение пропавшего подростка Лукаса Фэйрфакса. Нам предстоит исследовать его исчезновение. Когда дверь дома открыл священник, лично я сразу понял, что парнишка исчез не просто так. По строгому виду папаши заметно, что он тот ещё деспот.

virginia-game-03

Это подтверждается и обстановкой: квартира вылизана, родители спят по отдельности, над кроватью Лукаса прибито распятие, а в мусорной корзине можно найти скомканную заявку на поступление в колледж на имя матери Лукаса. Сам же Лукас не производит впечатление религиозного человека: в его комнате мы находим электрогитару и целую фотолабораторию. Там же подбираем его дневник с рисунками.

На обратном пути автомобиль агентов чуть не врезается в бизона. Пока это просто совпадение, но в дальнейшем бизон станет одним из главных символов игры, о котором я расскажу чуть дальше. Когда Мария уходит в магазин, Анна обыскивает машину и находит два конверта с одинаковыми адресами. Но один отправлен на имя Марии Гальперин, а другой адресуется Марии Ортега. Пока мы обследуем машину, к нам подъезжает подростки-хулиганы. Не думаю, что эта встреча имеет какой-то символический смысл, скорее просто нагнетает напряжение. К тому же с этими ребятами мы ещё встретимся.

Вторник. Анна рассматривает рисунки странной пещеры и летающей тарелки в дневнике Лукаса, а также флаер обсерватории. Незаметно Анна погружается в сон, где она видит, как отец Лукаса заколачивает дверь в комнату сына. Это ещё больше подкрепляет уверенность в том, что в пропаже сына замешан отец. Затем мы оказываемся в автомобиле, которую ведёт начальник Маккарен. Он указывает, что хочет сбить Марию, после чего в комнате главной героини появляется бизон. Отныне он будет появляться в воображении Анны каждый раз, когда речь будет заходить о том, что нужно подставить напарницу — принести её в жертву.

Мы отправляемся на работу и находим в кабинете Марии кулон с изображением темнокожей женщины. Застукав нас в своём кабинете, напарница выпроваживает нас оттуда и мы оказываемся у пещеры, которая была на рисунках Лукаса. Пещера расположена прямо у ограды некой базы ВВС США, что сразу вызывает нехорошие ассоциации. Может, пацан узнал или увидел то, что не должен был видеть? Сразу вспоминаются «Секретные материалы» и «Очень странные дела».

Пещера оказывается обжитой. Очевидно, что там тусит молодёжь. Самая главная находка это птичка вида Красный кардинал (или Виргинский кардинал — помимо прочего, официальный символ штата). Как я понял, птица символизирует Лукаса. Она либо её перья встречаются нам там, где он побывал, либо тогда, когда главная героиня размышляет о нём. Например, вскоре мы находим мёртвую птичку в морге, но вдруг она оживает и улетает в открытое окно, что даёт нам намёк на то, что Лукас жив или, по крайней мере, ещё не всё потеряно.

virginia-game-08

Но вернёмся в пещеру. Я так и не понял, зачем ребята хранили клетки с птицами в своём убежище. Может, они их рисовали или фотографировали? Но почему их так много? Известно также, что птички в былые времена использовались шахтёрами при подземных работах, но неужели клетки остались здесь с тех времён? И живой красный кардинал явно не плод воображения, потому что Мария тоже видит птицу. Более того, как только она берёт её в руки, потолок обрушивается, что символизирует опасность дела, за которое взялись девушки. Всё явно не так просто, как казалось на первый взгляд.

Вечером агенты снова направляются в пещеру, которая к тому времени уже оцеплена полицией. Там же мы находим подростков, которые показывали нам средний палец из автомобиля. Один из них начинает потасовку: толкает Анну, срывает упомянутый ранее кулон с шеи Марии и выбрасывает его за ограду. В результате обыска, мы изымаем у хулигана нож и коробок спичек, в котором спрятаны таблетки ЛСД (хотя при первом прохождении я подумал, что это обычные почтовые марки). Анна не растерялась и беспалевно прикарманила одну таблетку на чёрный день.

Среда. Сны становятся всё более тревожными. Полицейская фуражка… Звуки кардиоаппарата подсказывают, что она принадлежала отцу Анны. Затем картина становится совсем уже сюрреалистичной: посреди шоссе стоит печь, в которой кто-то пытался сжечь листовки о пропаже Лукаса. Видимо, кто-то не очень хочет, чтобы мы его нашли. После второго прохождения я подумал, что это может быть сама Анна, ведь печью пользовалась именно она. Вся эта ситуация говорит о колебаниях между бизоном и птичкой. Если мы берёмся за бизона — концентрируемся на внутреннем расследовании против Марии, то неизбежно упускаем птичку, что, по мнению Анны, может привести к гибели Лукаса (мёртвая птичка в печи). Эти размышления — стержень истории Virginia: поступать правильно, по совести, как учил отец, или делать так, как велит начальство, идти по головам ради карьеры.

Сон заканчивается. Мы в кабинете у начальника, который читает наш отчёт. Анна вспоминает о кулоне и разных фамилиях на конвертах Марии. В архиве мы узнаём, что мать нашей напарницы Юдит Ортега была блестящим специалистом ФБР и чуть ли не первой темнокожей женщиной в Бюро. Однако помимо этого мы находим информацию о том, что она «высказывала фантазии» относительно заговора в ФБР и нарушения этических норм. Судя по всему, у неё был компромат на верхушку, поэтому её быстренько отстранили от дел, обвинив в неповиновении, незаконном использовании лабораторного оборудования и других нарушениях. Из-за этого Марии пришлось сменить фамилию (вот почему они разные на конвертах), но становится ясно, что девушка намерена продолжить дело матери, поэтому нам и поручили за ней следить.

virginia-game-09

Агенты завтракают в закусочной, когда к ним подходит мэр города (о том, что это именно мэр, можно узнать из стимовских карточек к игре) и вручает значок и флаер Dominion Construction. Очевидно, это реклама строительной организации, такая же была на коробке спичек с ЛСД. Как я понял, им принадлежит обсерватория. Отправившись туда, наши герои застают ссору между отцом Лукаса и молодой девушкой, которую мы видели среди хулиганов. Что и требовалось доказать. Что ни священник, то обязательно педофил или ещё какой извращенец.

В поисках новых улик, агенты проникают в дом Фэйрфаксов. Анна попадает в кабинет священника, который ей уже однажды снился. Здесь она находит коробку с фотоплёнкой. Мёртвая птичка опять же символизирует, что снимки на плёнке это дело рук Лукаса.

Четверг. После совместного отдыха Анна просыпается в квартире Марии. Здесь она находит странную дверь с амбарным замком и следствия того, что в доме жил тяжелобольной человек: больничная кровать, кресло-подъёмник, дополнительные опоры в туалете и ванной. Они проявляют плёнку и получают снимки любовных похождений священника, которого сразу же задерживают.

По всей видимости, девушка на снимках оказалась совершеннолетней либо улик, найденных незаконным путём, оказалось недостаточно. А может быть, за священника внесли залог или замолвили словечко (это видно по поведению шерифа). Так или иначе, его освобождают.

virginia-game-10

Агенты просматривают другие снимки Лукаса и замечают знакомую статую на въезде в обсерваторию. Во время слежки они наблюдают колонну военных грузовиков и машину Dominion Construction, направляющихся в ту сторону. Снова вспоминается сюжет первого сезона «Очень странных дел». Возле обсерватории много людей и машин, там явно что-то нечисто, но частная охрана не пускает нас на территорию. Приходится отступить.

На обратном пути напарницы заезжают в магазин, где Мария выигрывает игрушку-бизона и случайно находит компромат, который мы на неё собрали. Разумеется, она рассержена, ведь мы только-только сдружились. Но всё равно могла бы и подбросить до города, а не бросать посреди шоссе ночью.

Самое время для рефлексий, где бизон снова противопоставляется птичке.

Пятница. Анна вспоминает про выброшенный кулон и находит его на странной поляне недалеко от пещеры. Она надеется, что кулон поможет ей вернуть расположение Марии, но напарницы нет дома. Следуя классике подобных историй, Анна взламывает замок и попадает в секретную комнату, где Мария хранит компромат на начальника Маккарена. Судя по тому, что на фото он гораздо моложе, чем в жизни, всю эту работу начинала ещё Юдит. Анна берёт в руки папки с делами, после чего следует непонятный момент. То ли она представляет о том, что можно было сдать напарницу с потрохами, то ли она действительно идёт к шефу, но в последний момент передумывает — непонятно.

Так или иначе всё приходит к тому, что Анна встречает Марию, возвращает ей кулон и выбрасывает папку с собранным компроматом. Развеять секретные документы по городу это очень женский странный способ уничтожения конфиденциальной информации. Мария в ответ отдаёт Анне конверт с ЛСД, который, видимо, успела незаметно у нас украсть. То есть у неё тоже был компромат на нас, если я всё правильно понял.

virginia-game-11

Суббота. Очевидно, что всё это не понравилось нашему начальству и мы попадаем под арест. И вот тут снова начинаются фантазии, которые разработчикам следовало бы как-то отметить, чтобы они не путались с реальностью. Анна думает о том, как сложилась бы её судьба, пойди она на поводу у начальства. Она представляет, как раз за разом предаёт своих коллег и всё выше и выше идёт по карьерной лестнице, пока, наконец, сама не занимает место кукловода Маккарена. Всё бы ничего вот только при таком сценарии, дело о пропавшем Лукасе (что подразумевает под собой всю совокупность истинных обязанностей защитника правопорядка) останется нераскрытым.

Мы возвращаемся в реальность. По-прежнему находясь за решёткой, Анна идёт на крайние меры: принимает таблетку, дабы использовать иррациональный подход к пониманию происходящего. У неё начинаются галлюцинации. Она видит обряд жертвоприношения и различные сценки с участием людей, которым Анна когда-либо перешла дорогу. Каждый из них по своему несчастен.

Она также вспоминает отца, который, находясь при смерти, отдаёт ей ключ от некого ящика, в котором хранится коробка. Её содержимое остаётся нам неизвестным, потому что Анна сжигает её. То ли по просьбе отца, то ли по собственной инициативе. Это, пожалуй, самый непонятный момент в игре. Почему отец хранил коробку? Что в ней было? Почему ключ сломался? Почему Анна её сожгла? Есть только догадки. Ящик и дверь к нему красные, а всё красное в игре связано с неприятными тайнами (дверь в кабинет священника, конверт с ЛСД, фотолаборатория Лукаса, труба на военной базе). Праведные тайны (секретная комната Марии) светятся синим. Если там был компромат на самого отца, то почему он хранил его до своей смерти? Если там был компромат на Юдит, то это не имеет смысла: её и так нашли, за что отстранить. Видимо для нас это должно остаться загадкой, как и для героини. Ведь она постоянно мучается воспоминаниями и догадками об этой коробке и печке, а значит, не уверена, что поступила правильно.

Ещё немного странно выглядит сценка с НЛО. Лукас рисовал летающие тарелки в своём дневнике, но известно, что ребята баловались ЛСД, поэтому всё это можно считать галлюцинациями либо символом свободы, к которой стремился Лукас. В роли инопланетянина, кстати, выступает человек, похожий на Юдит. Возможно, в этой фантазии Юдит пришла забрать Лукаса на тот свет, но вмешательство Анны прерывает этот процесс и мальчишка убегает.

Игра заканчивается тем, что Мария и Анна едут на автомобиле. Судя по тому, что Анна бросила свой жетон ФБР и обломок ключа в кафе, она порвала с работой и своим прошлым. Мария, по всей видимости, тоже. Наверное, никто из напарниц так и не согласился давать показания, поэтому их отпустили, освободив от занимаемых должностей. Подруги покидают город и замечают Лукаса, идущего вдоль дороги.

Он больше похож на призрак, чем на живого человека, потому что на нём красный свитер (связь с красным кардиналом), а из вещей только гитара. Но мы ведь видели, что гитару он оставил дома. Может быть, он несёт кучу еды и сменной одежды в чехле, но я в этом сомневаюсь. Тем не менее, музыка настраивает нас на позитивный лад, а значит, с ним должно быть всё хорошо.

Неразгаданные тайны

Как видите, даже краткий пересказ занял очень много места. А ведь на самом деле в истории игры можно копаться бесконечно долго. Например, во время написания текста меня посетила безумная мысль о том, что Анна и Мария это две личности одного и того же человека. Заметьте, они будто единое целое, разбитое надвое. У одной умерла мать, у другой отец. О других родителях ничего не известно. От каждого из умерших осталось по одному предмету: кулон и обломок ключа. Вся эта история со внутренним расследованием, да и вообще службой в ФБР могла оказаться плодом шизофрении, как в «Играх разума». Подумайте сами, кто в такой серьёзной организации как ФБР, разрешит сотруднику обустраивать личный кабинет в подвале? Почему о деле Лукаса мы узнаём не от начальника, а от Марии? Почему Мария не обратила никакого внимания на то, что дверь в её квартиру и секретную комнату были взломаны? В какой момент конверт Анны оказался у Марии? Все события всегда вращаются вокруг Анны. Даже когда напарниц сажают под арест, на Марию никто не обращает внимания — она словно призрак в соседней клетке.

virginia-game-12

Ну и много других вопросов. Действительно ли существовал культ? С одной стороны, тайное ночное собрание в обсерватории действительно было и между жителями, присутствовавшими на церемонии жертвоприношения, прослеживается связь, но может быть, это просто вечеринка? Тогда зачем столько грузовиков? С другой стороны, грузовики ехали туда днём и мы не можем быть уверены, что они направлялись именно в обсерваторию. Хотя карта в главном меню намекает, что съезд с шоссе ведёт только к обсерватории…

И всё же я склоняюсь, что культ это плод воображения Анны. Условное объединение людей, которые хотели, чтобы Анна символически принесла в жертву бизона, то есть Марию, как воплощение борьбы за правду и справедливость.

Непонятной для меня осталась и череда сцен разоблачения «культистов» в конце игры. Со священником всё понятно: Лукас застукал его с молодой девушкой. С полковником тоже более-менее ясно: у него сложные отношения с сыном, а когда у того родилась девочка, а не мальчик, так и вовсе моча в голову ударила. Шериф уже не так понятно: клеил парусник, а когда деталь отвалилась, распсиховался. Ну ладно, допустим, нервишки шалят. И что нам с этого? При том, что персонаж далеко не центровой, хотя, возможно, именно он вытащил священника из-за решётки. Начальник Маккарен, как я понял, одинок. Для того чтобы пробиться на верх карьерной лестницы, он предавал друзей и коллег, а семьёй обзавестись не успел. Только и остаётся, что коротать вечера в позе зародыша на коленях у секретарши. А может, у него просто колики после гороха? Наконец, мэр Бэйкон Фолл — самый непонятный персонаж. Что он вообще от нас хотел и почему оказался среди антагонистов? Вроде бы он доброжелательный парень. У меня возникло предположение, что он пытался подкупить агентов, подсунув им буклет с апартаментами и значок с лозунгом «Bring Home The Bacon», что можно перевести как «преуспей/разбогатей». Зачем? Возможно, хотел направить расследование по удобному для «культистов» пути. Также не исключено, что он покрывает дела военных строительными махинациями. И что с ним стало? Он плачет в фотокабинке. Видимо, просто раскаялся, увидев, каким лысым он стал. Да и опять же не стоит забывать, что это всего лишь глюки.

virginia-game-07

Всё это натолкнуло меня на мысль о 7 смертных грехах. Священник — похоть, полковник — гордыня, шериф — гнев, начальник — чревоугодие (не случайно он ест, хотя можно было б сделать его толстым для наглядности), мэр — уныние. Остаются алчность и зависть, которые хорошо ложатся на шестую участницу жертвоприношения — саму Анну. Ведь это она стоит с ножом, готовая пронзить коллегу ради всеобщего одобрения и власти. Но если бы «культистов» было семь, теория была бы красивее.

Есть ещё пара версий относительно Лукаса. Менее вероятная: парень мог увидеть лишнее на военной базе. Так как священник сына недолюбливал (да и родной ли это ему сын? Они ведь совсем не похожи), то охотно сдал его культистам (без кавычек). Не проще ли было подстроить несчастный случай? Зависит от культа, возможно, они нуждались в человеческом жертвоприношении.

Есть и более вероятная версия: военные при помощи мэра и Dominion Construction собираются расширить военную базу на месте старой обсерватории. Лукас проникает за охраняемый периметр и погибает там, возможно, от рук охраны (на заборе предупреждение о стрельбе на поражение), а может, из-за завала в пещере (во сне мы видели проход, ведущий за ограду). Чтобы избежать огласки и народных протестов против стройки, дело решили «замять», вот только агенты оказались слишком принципиальными.

Такие конспирологические теории возникают сами собой. Иначе почему вообще к делу привлекли ФБР? Если пацан просто сбежал и идёт вдоль шоссе, то его в первые же дни после пропажи должны были с лёгкостью опознать и вернуть. Если не полицейский патруль, то хотя бы местные жители…

Короче говоря, тёмное это дело, друзья…


Я думаю, на этом стоит остановиться, так как строить теории можно ещё очень долго. Независимо от того, когда вы прочитаете этот текст, пишите свои версии и догадки в комментариях. Мне будет интересно почитать и обсудить их с вами.