Вчера в Минске и ряде городов России стартовал фестиваль документального кино о музыке и современной городской культуре Beat Weekend. До конца этой недели в кинотеатре «Ракета» в общей сложности будет показано шесть кинолент. Все они очень яркие и самобытные — чего только стоит рассказ о концерте словенской индастриал-группы в Северной Корее или фильм об исполнителях техно в Иране, отдельные части которого приходилось снимать на мобильный телефон через дырку в кармане, так как исполнение такой музыки запрещено тамошними законами.

Я думаю, что каждый любитель фестивального кино найдёт для себя что-то интересное, но лично меня больше всего привлёк фильм открытия.

«Все эти бессонные ночи» — это кинолента польского режиссёра и оператора Михала Марчака. В отличие от других картин, её нельзя считать документалкой в полном смысле этого слова — на мой взгляд, это всё же художественное кино. Впрочем, это абсолютно не важно, как неважны и многие другие вещи, о которых принято писать в отзывах на кино: сюжет, игра актёров, операторская работа — всё это здесь довольно круто, но к чёрту разговоры об этом!

Главное, это то, что я на 100 минут абсолютно забыл о том, что я нахожусь в минском кинотеатре, а не прожигаю бесконечную молодость в сигаретном дыму ночной Варшавы.

Я никогда не был активным тусовщиком, но всё же об атмосфере квартирников, клубов и огромных оупен-эйров знаю не понаслышке. Вообще-то мне подобные вещи никогда особо не нравились, особенно в тот момент, когда я там находился. Это уже обычно по прошествии времени начинаешь вспоминать такие мероприятия со светлой ностальгией.

Ностальгия Михала Марчака оказалась настолько сильна, что он даже снял про неё фильм. Но главное, что он сделал это с таким старанием и любовью, что даже такой интроверт, как я, с радостью шагнул в этот портал беззаботного гедонизма, попутно прокручивая в голове аналогичную киноплёнку, но с кадрами уже собственной жизни.

Вряд ли можно считать документальным фильм, который использует такие художественные средства выразительности. Но плевать — главное, что всё это работает!

Если бы меня спросили, о чём эта картина, то я бы сказал, что она о поиске себя в толпе танцующих людей. Эта тема мне очень близка — однажды я даже написал об этом отличное стихотворение — поэтому я сразу понял, что фильм мне понравится, и безумно рад, что он даже превзошёл мои ожидания.

Как и «Тёмная ночь», о которой я рассказывал в прошлый раз, данное кино не про события, а про настроение: про тёплую атмосферу радостных моментов, которым ты отдаёшься до конца, не думая ни о чём. И вся прелесть таких моментов в том, что полное их осознание наступает лишь потом — спустя дни, недели, годы… А тогда, именно в тот момент, это воспринимается всего лишь как… обычная жизнь?

Безусловно, автор рисует утопию. Но в то же время его нельзя обвинить в чрезмерной романтизации ночной жизни. Всё показано предельно реалистично, точнее даже документально. И главное, без всяких замашек на арт-хаус, как у того же Тима Саттона. Герои Марчака — это живые люди, а не персонажи. Для них прописан только один сценарий — сценарий их собственной жизни, поэтому здесь нет никакой драмы, кульминации и ломки характеров. Они молоды и ненасытно следуют за звездой недостижимых желаний, разве каждый из нас не желает того же?


Если я вас заинтересовал, то спешите за билетом. «Все эти бессонные ночи» ещё можно посмотреть на большом экране «Ракеты» в воскресенье 8 октября.

P.S. Фильм на польском языке с двойными (русскими и английскими) субтитрами.