Авторы современных блокбастеров напоминают мне советских инженеров из старого анекдота, которые по чертежам собирали самолёт, а на деле всегда получался трактор.

В наше время неважно, идёшь ты на нового «Терминатора» или на продолжение «Звёздных войн», результат на экране будет примерно одинаковый. Сейчас уже даже трудно поверить, что 10-15 лет назад массовое кино было разным, как по задумке, так и по исполнению. Новый эталон — это марвеловский фекалоид, состоящих из высосанных из пальца сюжетов, тупых шуток, безвкусного дизайна и одноклеточной морали.

На этом в принципе можно было бы и закончить разговор о «Последних джедаях». Чуда не произошло: новый эпизод, как и предыдущий представляет собой нарезку из старых фильмов, приправленную бредовой отсебятиной, только теперь всё это ещё и завёрнуто в липкую обёртку самопародии.

Всё, на что я ругался применительно к «Пробуждению силы», можно вспомнить и сейчас.

Начну с основного — с истории. Знаете, как делается хорошая история? У автора есть мысль, которую он разворачивает в сюжет. Потом этот сюжет обрастает дополнительными подробностями, сценарными ходами и художественными приёмами. Новая трилогия — это пример плохой истории. Наверное, вы все помните такое задание со школьных уроков литературы: учитель даёт одно предложение и далее каждый ученик по цепочке дополняет его своим предложением, что на выходе даёт довольно объёмный рассказ. Даже если у вас такого задания не было, вы можете себе представить, что за рассказы там получались. Новая трилогия «Звёздных войн» создаётся именно по такому принципу: никакой общей сюжетной арки нет и каждый новый режиссёр городит свой огород. По такой идиотской технологии действительно получается, что в огороде этом бузина, а в Киеве дядька.

Я прямо вижу типичное собрание сценарной группы. «Так, ребята, нужно снять новый фильм, давайте от каждого по одной идее. Потом после обеда быстренько всё подобьём». Кто-то вспомнил битву на Хоте, кто-то — смерть Бобы Фетта, кто-то — предательство Лэндо Калриссиана, кто-то — развязку  VI эпизода. Присутствовали и члены специальной фокус-группы, которые вообще никогда не смотрели «Звёздные войны». Их ценные идеи о полётах в космосе аки Супермен и гиперпрыжковом таране тоже учли.

Нет, ну, серьёзно. Я на многое готов закрыть глаза. На то, что у Сопротивления оборудовано непробиваемыми щитами всё, включая старую законсервированную базу, а у страшного-ужасного Первого Ордена нет нормальной защиты даже на флагманах. На гравитацию в вакууме, которая воздействует на бомбы, но не на человека в бомболюке. На Силу, которой теперь можно объяснить вообще всё что угодно… Но когда в глаза начинают конкретно ссать, тут уже закрывай – не закрывай, приятного мало.

Все старые болячки на месте. Мир никак не раскрыт. Откуда взялся Первый Орден и почему он такой сильный, а Сопротивление после всех своих побед такое слабое — непонятно.

Поступки персонажей спонтанны, их мотивация сиюминутна, целостных харизматичных образов нет. Кайло Рен, которого я защищал в прошлом обзоре, по-прежнему чуть ли не единственное светлое пятно в фильме (ха-ха светлое, ну, вы поняли да? он же на тёмной стороне лол, ору). Марк Хэмилл сыграл хорошо, и вроде бы как его персонажа попытались раскрыть с новой стороны. Но ценность этого раскрытия нулевая. Снять кино так, что судьба ключевого герои саги становится тебе параллельной это надо ещё постараться.

История «Последних джедаев» — это история одной локальной погони. Никакими войнами тут и не пахнет. Зрелищных битв по-прежнему ни одной нет. Это парадокс: битва на Хоте 1980 года выглядит масштабнее и круче, чем её недоремейк, снятый с современными технологиями и кучей бабла. Ну, а что? Пипл хавает…

Во всём этом радует только одно. Шедевральный «Изгой-один» у нас уже никто не отнимет.